LOGO2021

В таком формате городская власть, дорожники и общественники встретились впервые. Цель – наладить взаимодействие при ремонте дорог в областном центре. Ведь мнение самих жителей учитывать очень важно. Какие дороги отремонтируют в этом году в Тамбове, чего хотят общественники и что им могут предложить дорожники, узнала журналист НГТ.

общественники и дороги

 

В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ

По инициативе временно исполняющего полномочия главы Тамбова Максима Косенкова и с учетом мнения горожан в нынешнем году в перечень дорог, которые капитально отремонтируют, включены преимущественно улицы жилой застройки. Из крупных магистральных дорог в список вошла только улица Гастелло. На некоторых улицах, как, например, на проезде Энергетиков, ремонт был нужен еще позавчера. А некоторые, как улица Щорса в Октябрьском районе, твердого покрытия не видели вообще никогда. На некоторых, например, на Воронежской, ремонт уже идет. Всего же в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Тамбове отремонтируют двадцать три улицы на сумму более пятисот тридцати миллионов рублей. По факту областной центр потратит на ремонт дорог почти восемьсот миллионов. Не всякая городская дорога может быть включена в проект, а должна соответствовать определенным условиям - или быть магистральной, или обеспечивать связь с другими дорогами.

По итогам конкурсного отбора удалось сэкономить семьдесят миллионов рублей. Эти деньги в ближайшее время пойдут на увеличение объема работ по ранее согласованному перечню.

ВМЕСТЕ С ЖИТЕЛЯМИ

Все включенные в перечень дороги разбиты на пять лотов и сгруппированы по микрорайонам. Это удобно и самим дорожникам, и заказчику в лице администрации города, и контролирующим органам. Впервые на стадии заключения контрактов и подготовки к выполнению дорожных работ привлекают общественников и просто тех, кто проживает на конкретных улицах. Это даст возможность избежать недомолвок и, как следствие, недовольства людей по завершении работ, когда исправить ничего уже нельзя.

Взаимодействие с жителями должно быть не просто декларативным, но приносить плоды, – убежден Максим Косенков.Эти дороги должны прослужить нам с вами не один год. Горожане смогут высказать свои предложения и замечания по территории, указать на особенности местности и проблемные точки, а также контролировать сроки и качество выполнения мероприятий.

Перечень работ включает в себя замену верхнего слоя асфальтового покрытия, ремонт тротуаров и парковочных карманов, замену светильников на энергосберегающие, нанесение разметки из термопластика, замену светофоров и знаков. Окончательная сдача объектов – 1 октября нынешнего года.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

По словам исполняющего обязанности руководителя Дирекции городских дорог Сергея Сальникова, контракты с подрядными организациями уже заключены. К работам подрядчики приступят в ближайшие дни. Одновременно общественники получат на руки графики проведения работ. Завершение каждого практического этапа работ будет фиксироваться соответствующим актом общественного контроля. Это поможет вовремя выявлять и устранять недостатки. В свою очередь, общественники попросили предоставить им паспорта объектов, чтобы они знали, какие именно работы должны быть выполнены дорожниками.

В ходе совещания участвовавшие в нем представители городской общественности обратили внимание на уже выявленные до начала работ проблемы. Где-то это бесхозные гаражи, где-то - нехватка парковочных мест или неосвещенные участки. Волнует общественников и проблема доступности для маломобильных тамбовчан. Нужно помнить, что это не только инвалиды-колясочники, но и мамы с детьми, пожилые люди. Для них отсутствие сопряжения парковок, заездных карманов и тротуаров с дорогами становится порой непреодолимым препятствием.

Отвечая на вопросы горожан, Сергей Сальников подчеркнул: существующие заездные и парковочные карманы в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» отремонтируют. А вот создание новых проектом не предусмотрено. При этом просьбы с ограничением скорости движения и монтажом искусственных неровностей решить можно. Пожелания жителей передадут в городскую комиссию по безопасности дорожного движения.

В администрации города подчеркивают: такие встречи будут проходить регулярно и не должны носить формальный характер.

Юлия БАРДАКОВА. Фото автора

Все больше тамбовчан сегодня выбирают для своих детей семейное образование. Вот только, несмотря на «похожесть» названий, не надо путать его с домашним. Последнее рекомендуется детям в связи с проблемами со здоровьем. Семейное же образование – это форма получения начального, основного и среднего общего образования. Она предусматривает изучение общеобразовательной программы вне школы и доступна для всех по желанию. В общем, почти та же школа, только без звонков и перемен.

ПОЧЕМУ?

Ангелине – девять лет. Только в школу она не ходит, хотя третьеклассница. Родители решили, что она будет учиться дома. Для младшего сына они тоже планируют семейную форму образования.

– «А почему у вас девочка в школу не ходит?». Я раньше избегала ответа на этот вопрос, потому что знала: за ним последуют дальнейшие расспросы. А как же социализация? А как же спецпредметы? Назидания и пророчества негативного характера – все это в присутствии дочери. Она стала бояться говорить окружающим, что она на семейном образовании, причем именно взрослым. Дети, напротив, всегда относились к этому с интересом. Но потом я объяснила дочке, что не нужно этого стесняться, а уверенно говорить, как есть, пресекая дальнейшие дискуссии, – рассказывает Ольга Силкина. – Существующая сегодня система школьного образования меня не устраивает. У меня к ней много вопросов относительно ее целей и методов. Учителя перегружены бумажной работой и буквально «отодвинуты» от детей. Образовательные программы далеки от понятия гармоничного развития. Постоянные стрессы и цифровые нововведения не прибавляют детям здоровья. Морально-этическая сторона тоже страдает. В детях культивируют тщеславие. В вопросе воспитания школа самоустранилась. Но образование неотделимо от воспитания. И я подумала: я же могу весь процесс и всю ответственность взять на себя. При этом я не говорю, что все учителя плохие. Я сама знаю, что есть много гениальных педагогов. Кто-то считает, что семейное образование для своих детей выбирают родители, у которых был негативный опыт в школе. Но я училась в лицее №14 и отношусь к нему с любовью и благодарностью! И если Ангелина решит, что хочет, как все, ходить в школу, я не буду препятствовать. Не понравится – перейдем обратно на семейное.

Ольга признается, что было страшно делать выбор в пользу такой формы обучения. Но ее вдохновил опыт других семейников, в том числе Алены – многодетной мамы, экоактивистки, заместителя председателя НКО «Открытый мир», основателя проекта «Добрая точка». У родителей, которые обучают детей в семье или планируют перейти на такую форму образования, даже есть свой клуб с говорящим названием «СОзнание». Его цель – обмен опытом, взаимопомощь в воспитании и развитии своих детей, не посещающих сады и школы. Единомышленники не просто общаются в Интернете, но и встречаются в офф-лайне. Моральная поддержка особенно важна на начальном этапе, когда встает вопрос: «А справлюсь ли я?».

Родственники и друзья, когда узнали о намерении Ольги не отдавать дочь в школу, были категорически против. Как аргумент приводили неуверенность в том, что мама сможет охватить все предметы и дать прочные знания. А еще боялись, что ребенок не будет социализироваться. Но поддержал муж. Сама Ольга говорит, что человек социализируется не только по горизонтали – с ровесниками, но и по вертикали – с теми, кто старше, умнее и опытнее. Причем вертикальная социализация намного важнее, нежели горизонтальная в искусственно созданных условиях. Да и общения со сверстниками Ангелине хватает - и с друзьями на улице, и на кружках и секциях.

КАК?

Личное дело третьеклассницы Ангелины хранится в гимназии в Москве. Занятия по программе – только по арифметике и словесности. По остальным предметам определенной программы нет. Ребенок читает много книг, как вместе с родителями, так и самостоятельно.

- Мы не разделяем мир на биологию, географию, историю и так далее, - говорит Ольга. - Такой подход позволяет естественно познавать мир в его полноте, следуя за интересом ребенка, а не навязывая знания, которые ребенок не готов принимать. Для нас обучение - это не сухие учебники, а глубочайшие тексты Ушинского, сказки про художников, энциклопедии, виртуальные путешествия по миру, занимательная этимология, засады у окна с биноклем в поисках новых птичек из определителя и люди – живые, интересные, влюбленные в свое дело люди!

Конечно, знание окружающего мира и умение рисовать – это прекрасно. Но как обстоят дела с базовыми предметами? Ольга рассказывает, что «семейники» «семейникам» рознь. Есть, например, анскулеры. Анскулинг - от английского un – «не» + schooling – «школьное обучение». Это обучение без программы и аттестаций. Ребенок ничему не учится целенаправленно. У него формируется потребность в знаниях. Он получает их, задавая вопросы и отыскивая ответы. Обучение проходит в игре, творчестве, путешествиях и общении. Явление анскулинга зародилось в США в 1970-х годах и стало настоящей философией. Поклонники свободы в обучении считают, что это и есть подлинное семейное образование, и только так ребенок впитывает правильные ценности и получает нужные знания.

– Одна знакомая мама образно объясняет принципы анскулеров так: ребенок лежит на диване и два часа бросает плюшевого медведя вверх. Игрушка постоянно падает. И в итоге малыш спрашивает: «Мама, а почему медведь падает?». Вот тут и начинается объяснение законов физики, – говорит Ольга. - Каждая семья самобытна, поэтому и образование в каждой отдельной семье отличается чем-то особенным.

Программа, по которой занимается Ангелина, называется «Русская классическая школа». Основатель гимназии «Русская классическая школа» в Екатеринбурге и автор одноименной программы – Татьяна Алтушкина, супруга известного олигарха и главы русской медной компании Игоря Алтушкина. Многие родители, чьи дети занимаются по этой программе, называют «Русскую классическую школу» островком православной педагогической мысли. Они считают себя почитателями и продолжателями педагогического дела русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. На сайте «РКШ» пишут, что основные принципы, на которых построена программа, – природосообразность, целостное восприятие предмета, опора на традицию и христианские ценности. Эта программа широко применяется в православных гимназиях, но используется и в обычных школах.

Основой для программ по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру взяты дореволюционные учебники Ушинского. По арифметике – советские учебники Пчелко, Поляка и Киселева.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Промежуточную аттестацию Ангелина проходит через Центр поддержки семейного образования. Она проводится дистанционно раз в год из любой точки мира по всем предметам школьной программы, включая изобразительное искусство, технологию, музыку и физкультуру. Если ребенок посещает государственные или муниципальные учреждения дополнительного образования, то при предоставлении справки эти занятия могут зачесть при аттестации:

– Ангелина занимается в художественной школе. Но когда я сказала ей, что можно предоставить справку и не сдавать экзамен по изобразительному искусству, она отказалась – ей интересно проверить свои знания.

Ольга признается, что во многом, конечно, уступает профессиональным педагогам. Во-первых, потому, что сама по образованию экономист. Но пока знаний мамы хватает для того, чтобы девочка полноценно осваивала программу начальных классов. Конечно, что-то придется вспоминать, что-то - самой изучать заново, ведь школу Ольга окончила не вчера:

– Мы занимаемся круглый год, без каникул, потому что познание – это непрерывный процесс. Абсолютной свободы у нее нет, ведь ребенок может банально хотеть весь день играть и не садиться за уроки. Иногда приходится заставлять, когда она совсем расслабляется, глядя на младшего брата. Я говорю ей: «Помни, что у тебя есть цель, и нужно постоянно сверяться, куда ты идешь». Конечно, я иногда даю послабления. Но Ангелина уже давно для себя поняла преимущества и привилегии семейного обучения: у нее больше времени на себя и свои интересы.

Девочка занимается акробатикой, плаванием, изобразительным искусством, архитектурой, театром, посещает воскресную школу. Ольга говорит, что дочь растет разносторонней, очень любит читать. Ей интересно и прикладное творчество, и музыка, и шахматы, и ботаника, и зоология. Порой малышка даже поражает близких знаниями, выходящими далеко за рамки школьной программы:

– Смотрим как-то в окно, а дочь и говорит: «Мама, смотри: зеленушка!». А я, честно говоря, и не знала, что такая вообще есть, – рассказывает Ольга.

А еще семья применяет здоровьесберегающие принципы. По методике Базарного они используют вместо парты конторку, за которой девочка не сидит, а стоит. Пишет она пером или простым карандашом. При всех, по мнению Ольги и ее соратников, несомненных плюсах у семейного обучения есть, конечно, и минусы:

– Тяжело везде. Никто не говорит, что будут только розовые единороги на радугах. Ответственность свалить здесь не на кого, приходится за все отвечать самому. Но плюсов я вижу больше. В том числе и возможности для самих родителей расти – и ментально, и интеллектуально, и личностно. Для ребенка это ценнейший опыт самоорганизации. Самое сложное для меня было, во-первых, столкнуться со своими несовершенствами и страхами: дети обнажают их искуснее всего. А во-вторых, понять и принять, что моя дочь – это другой человек. Если она что-то делает не так, как я этого ожидаю, это не значит, что она плохая. Это значит, что она просто другая! Например, у нее сложнее, чем у меня, идет математика. Но при этом у Ангелины – природная грамотность. Главное - я провожу со своим ребенком столько времени, что могу понять, как помочь ей осознать свои сильные стороны и развивать их, а слабые - вместе прорабатывать и не оставлять в виде пробелов, как это происходит при массовом подходе.

Юлия БАРДАКОВА

Фото из архива героини

В этом году в Тамбове планируется отремонтировать 145 многоквартирных домов на общую сумму около 260 миллионов рублей

По поручению временно исполняющего полномочия главы Тамбова Максима Косенкова в городе продолжается контроль за соблюдением правил благоустройства

Жители областного центра рассказывают о том, как менялся город на стыке веков, и признаются ему в любви.