shnew

Журналсит НГТ побывал с очередной гкуманитарной миссией в Луганске

До 20 февраля Сергей Козлов пять лет занимался автоперевозками. Луганский шахтер, потом водитель всю жизнь прожил на этой земле. А в конце зимы ушел добровольцем – защищать ее, эту землю.

Почему? Удивленно смотрит в ответ: а кто? Кто защитит, если не я? Здесь все. Вся жизнь. За нее, за жизнь, и бьются такие мужики. Больше полгода - на «передке».

- Бывало тяжело, бывало, как в аду. Но все равно – там просто. Ясно и понятно. За себя бьемся.

Для мужиков здесь вообще все ясно и понятно. Перед группой Вячеслава тоже просто стояла цель взять высоту.

- Командир штурмового взвода поставил задачу, и мы ее выполнили. Зашли вшестером, с четырех до шести утра взяли высоту, на поддержку подошли еще шестеро.

А потом - двенадцать часов непрерывного боя.

- Что там сейчас, не знаю, но высота была нашей.

И вот – прилет от «польки», и Вячеслав уже не особо и не помнит, что там дальше. Руку ампутировали уже в госпитале.

- После прилета мины я еще командовал, сколько мог. Потом меня ребята вытащили – видят, что кровью истекаю. В себя пришел пару дней назад.

«Полька» - это LMP-2017. Польский 60-мм легкий пехотный миномет образца 2017 года. Бесшумный.

- Когда из другого стреляют, по свисту хорошо ориентироваться – мы уже приспособились, что секунд двенадцать-тринадцать у нас есть, чтобы место поменять, пока мина летит.

Это уже в другой палате раненые объясняют тонкости.

- А «полька» - бесшумная. Буквально за секунду-полторы до того, как прилететь, свистнет – и все.

У «Гудка» - свои счеты.

- В ночь с 12-го на 13-е прямо на нас выехал танк. Меня затрехсотило, были двухсотые. Я дал слово, что до этого танка доберусь и любыми путями либо сожгу, либо возьму его целым. А если какая-то награда будет, все пойдет семьям погибших.

В ПЕРВЫЙ РАЗ

Место действия – Луганская республиканская больница. Сегодня рано утром из Тамбова члены регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» в очередной раз привезли сюда гуманитарную помощь.

IMG 0090 1

Пока разгружали, познакомились с Любовью Быченко. Вот ведь – сколько уже раз тамбовские члены «Братства» здесь бывали, а пересечься с ней раньше не довелось. Она - заместитель атамана Луганского казачьего округа по культурно-воспитательной и гуманитарной работе Казачьей национальной гвардии Всевеликого войска Донского. Собирает гуманитарку для передовой, для детских домов и школинтернатов, для беженцев. А сейчас тихонько стоит у двери с несколькими пакетами в руках, пока мы разговариваем с ранеными бойцами, а тамбовский исполнитель Александр Якимов поет для них.

- Давай что-нибудь повеселей, - просит с ближайшей койки парень, у которого глаза уже блестят слезой.

Но буквально через пару минут начинает отстукивать по койке ногой в такт песне «повеселей», так что даже наша Катя Инговатова, только что стоявшая с набухшими глазами, выглядит бодряком.

Катя в такой поездке в первый раз. Эмоций – от желания прореветься всласть до улыбки во весь рот.

- Сначала думала, что не выдержу, расплачусь. Но когда видишь, как ребята улыбаются, глядя на нас, как у них поднимается настроение, у самой на душе становится хорошо.

Мама троих детей из Жердевки Екатерина Инговатова с начала спецоперации в первых рядах тех, кто помогает нашим бойцам. В собственном автоклаве готовит тушенку, кашу с мясом – все, что можно в автоклаве приготовить, и передает на передовую. На ней – сбор гуманитарной помощи в ее «кусте», ее подготовка к отправке. На ней – потому что она сама так решила. Больше некому.

- Давно собиралась съездить сюда, и вот наконец срослось. Одно дело, когда ты собираешь гуманитарную помощь, готовишь для ребят, но не видишь конечного результата, и совсем другое – когда результат у тебя перед глазами.

Объяснить словами то, что у нее внутри, Катя пока явно не в состоянии.

- Надо все осмыслить. Точно ясно одно – такой, как прежде, после этой поездки жизнь уже не будет.

«КАКИЕ ВАШИ ОЩУЩЕНИЯ?»

То, что чувствуешь здесь, словами вообще не объяснить, хоть ты в первой поездке, хоть во второй, хоть в шестой. Как говорит руководитель Тамбовского регионального отделения «Боевого братства» Майя Джепбарова, чтобы что-то понять, здесь обязательно нужно побывать.

- Мне Ваши коллеги в Тамбове задали вопрос: расскажите о своих ощущениях, что Вы почувствовали, когда приехали сюда. Я им сказала только одно: рассказать об этом невозможно, это нужно почувствовать самому, - говорит Майя Джепбарова.

Пометка от себя – после того, как ты это почувствуешь, ты все равно рассказать об этом не сможешь. Просто потому что словами это не передается. Для меня поездка в Луганск, о которой пишу, – тоже первая. С ее момента прошло уже три недели, а слова все равно не находятся. Зато внутри все на своих местах. Как написал недавно Иван Охлобыстин, отсюда еще ни один не вернулся ни либералом, ни пацифистом.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

Проходим больше десяти палат, и в каждой Саша Якимов поет по тричетыре песни. Два часа – полноценный концерт. Без фальши и тормозов. Тут по-другому нельзя. Глядя на этих ребят, иначе не сможешь.

А еще здесь понимаешь настоящий смысл затершихся в мирной жизни слов о великой силе искусства. Здесь вообще все воспринимаешь по-другому. По-настоящему. И уже не удивляешься тому, что так серьезно мужики прячут под подушки тетрадные листки с детскими письмами – письмами на войну. Эти весточки из мирной жизни вместе с детскими рисунками – на особом счету. И на особом месте.

Я – РУССКАЯ

Пока продолжается концерт для раненых бойцов, мы с Любовью Быченко беседуем в коридоре. Бывший милиционер, а теперь заместитель атамана округа по культурно-воспитательной и гуманитарной работе, в этой должности до февраля нынешнего года занималась организацией концертов и субботников.

- Сейчас не до концертов, поэтому - только гуманитарная работа.

В одном предложении – сбор гуманитарки, ее доставка на передовую, помощь детским домам и школам-интернатам.

- Возили гуманитарку в Перевальскую школу-интернат. Месяца не прошло, как доставили игрушки, вещи в Лутугинский детский дом. Сейчас готовим для него очередную партию. Формируем доставку для госпиталя в Первомайске. Это место, куда привозят ребят с передовой и оказывают им там первую помощь.

Лекарства, которые мы сегодня привезли, тоже пойдут туда.

- Мы же прекрасно понимаем, что это война не с Украиной. Это множество стран против нас воюет. Им не нравится наша свобода. А нам Бандера не нужен.

- Как думаете, что было бы, если бы не началась специальная военная операция?

- Спасибо России, что она началась. Иначе через два дня нас стерли бы с лица земли. Нас бы вырезали, как баранов. Они никого не щадят. Я же езжу на освобожденные территории и вижу литературу, на которой воспитывали местное население украинские власти. Они ненавидят нас просто за то, что мы русские. А я - русская. И сын у меня - доброволец. Он и в 2014 году ушел воевать. А мне тогда соврал. Сказал, что на стройку поехал с ребятами работать. Это я уже потом все узнала.

«СВОИХ НЕ ПОДВОДИМ»

Удивительное совпадение: в этот самый день, когда мы находимся в Луганске, в специализированной школе №5 имени В.И. Даля проходит педагогическая конференция по патриотическому воспитанию. Здесь такие слова имеют особый смысл. Здесь они – живые, не затертые.

IMG 0154 1

- У нас на этажах стоят неваляшки - подарок наших братьев из Тамбова, - рассказывает директор школы Ирина Андрух. - Мне очень понравилось выражение, что неваляшка – это символ русского человека. Как ты ее ни гни, она все равно встает прямо. Такой он, наш русский характер. Это мы, жители Донбасса. Мы, русские. Как нас ни гнули, как ни убивали, а мы выстояли и вернулись домой. Это пример для наших детей.

А еще очень важно нести память поколений.

- И когда мы по понедельникам поднимаем два флага, то чувствуем, что мы вместе, что нас не бросили, что Флаг России – рядом с флагом Луганской Народной Республики, потому что своих не бросают. А мы своих не подводим.

IMG 0063 1

Права, права Катя – мир после этой поездки прежним уже не будет. В том числе и потому, что именно здесь я точно понял – русскими не рождаются.

Константин САЖНЕВ