Троллейбус: убрать нельзя оставить
Совсем недавно в средствах массовой информации, на интернет-площадках прошла информация о том, что по заявлению тамбовских активистов, радеющих всей душой и сердцем за судьбу городского электротранспорта, Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц администрации Тамбова и муниципального предприятия «Тамбовгортранс» по закрытию и разрушению троллейбусных линий в областном центре. В администрацию Тамбова горожане подали коллективное заявление с требованием немедленно восстановить движение троллейбусов в полном объеме. Для понимания всей картины происходящего ситуацию прокомментировал глава администрации Тамбова Максим Косенков:
– Электрический транспорт сегодня – слишком дорогое удовольствие. На протяжении нескольких десятилетий государственной политики по развитию и поддержке городского общественного транспорта, в том числе электрического, не было. Только лишь последние полтора года на уровне федерации стали приниматься решения, связанные с активизацией процессов по сохранению и укреплению электрического транспорта в разных его форматах. Кроме того, акцент делается в сторону экологически безопасного транспорта.
Максим Косенков констатирует: довольно часто острые темы, возникающие в нашем городе, чрезмерно политизируются отдельными общественно-политическими группами. Прежде чем делать громкие заявления, неплохо было бы разобраться в теме. Начнем с того, что основная масса троллейбусов – 50 из 80 имеющихся в автопарке Тамбовгортранса – была списана в период с 2014 по 2017 годы. Причина – длительный срок эксплуатации, который просто не обеспечивал безопасную перевозку пассажиров. За последние два года, то есть при нынешнем руководстве города, ни один из 12 троллейбусов Тамбовгонтранса списан не был. Ежедневно на действующие троллейбусные маршруты выходит по четыре единицы. И это все при том, что еще два-три года назад троллейбусы в России не выпускали вообще и запчастей для них было не найти. Эти обстоятельства, пожалуй, были ключевыми, которые привели к нынешнему состоянию троллейбусного парка Тамбова. И тем не менее город сделал все, чтобы сохранить то, что было возможным.
Однако электрический транспорт – это не только троллейбусы.
– Контактная сеть, которая сегодня есть в нашем городе, небезопасна для жителей. Можно, конечно, защищать провода, говорить о том, пусть висят в качестве музейной экспозиции. Но, к примеру, в ночь с 9 по 10 января на улице Интернациональной упало три пролета контактной сети. Кабель и так был истончен, а тут морозы. Поврежден один автомобиль. Для чего рисковать безопасностью пешеходов, автовладельцев? Надо искать другие, в том числе и экономически выгодные, варианты развития городского общественного транспорта, – говорит глава администрации Тамбова.
Вопросы экономики озвучены Максимом Косенковым не случайно. Те самые радетели, которые так просят за возвращение троллейбусов по всем маршрутам, видимо, не понимают, о каких суммах для городского бюджета идет речь.
- Контактную сеть нужно строить заново. Стоимость затрат приближается к одному миллиарду рублей. Один троллейбус обойдется бюджету в сумму от 18,5 до 20 миллионов рублей. При этом нам надо минимум двадцать единиц, - приводит цифры глава администрации Тамбова. - В течение предыдущих десяти лет ежегодно городской бюджет тратил от 20 до 30 миллионов рублей на поддержку электрического транспорта в Тамбове. Сейчас сумма доходит до 90 миллионов рублей. Затраты даже на те троллейбусы, которые сегодня выходят на маршруты, несоразмерны с выручкой, себестоимостью перевозки, которые на сегодня есть. Городской бюджет платит за электроэнергию, покрывает затраты по содержанию имеющейся контактной сети, оплачивает работу водителям, специалистам тяговых подстанций. В то же время сокращение троллейбусного парка не говорит о том, что муниципального транспорта стало меньше. На смену старым троллейбусам приходят новые экологически безопасные автобусы, цена которых в разы меньше. Автопарк Тамбовгортранса за эти годы не сократился, он изменился по видам транспорта. При условии, что численность Тамбова превысит планку в 300 тысяч человек, у нас появится возможность заявляться в федеральные программы по развитию муниципального общественного транспорта, в том числе и электрического. На сегодняшний день мы работаем с позиции финансового расчета и безопасности пассажирских перевозок.
Елена НАСОНОВА.
Фото: Анна Мещерская, Юлия Буковская