В чем сила, брат?
С гитарой наперевес и непременно с верой в Победу: с первых месяцев специальной военной операции музыканты из Тамбова выступают на передовой и в госпиталях. Их задача – не просто поддержать боевой дух бойцов, но и по возможности дать им эмоциональную перезагрузку.
Что чувствуют сами артисты, и почему они воюют на культурном фронте – в нашем материале.
Чем ближе к Луганску, тем тише звук на автомагнитоле. Так Александр Якимов настраивается на госпитальный концерт. Известный в Тамбове и далеко за его пределами музыкант и певец вместе с «Боевым братством» ездит с гуманитарной миссией в столицу Луганской Народной Республики с июня. Почему? Потому что русский. Потому что Родина сказала: надо!
– Руководитель тамбовского «Боевого братства» Майя Джепбарова предложила. А кому как не ей знать, что именно нужно бойцам?
И с июня Якимов несет свою службу. Его оружие – гитара и песни.
– После первой поездки эмоции были ошеломляющие, – признается музыкант. – Мне казалось, что раненые – это как в советских фильмах про войну: пулевые ранения, забинтованная рука-нога.
Что такое современная война на самом деле, «мирный житель» понимает, попадая в военный госпиталь. У каждого раненого бойца – своя история «до» и одна на всех Родина. Строго говоря, лечебное учреждение, куда тамбовское «Боевое братство» привозит гуманитарку и обязательный «палатный концерт» Якимова, не военный госпиталь. Это Луганская республиканская клиническая больница. Но по понятным причинам кто угодно с улицы сюда не войдет, чтобы просто посмотреть на раненых.
– При первом выступлении у меня голова шла кругом. И я до сих пор порой путаю текст, – честно говорит Александр Якимов. – Но все это моментально отрезвляет. Не остается никаких иллюзий. Перед первой поездкой думал: «Зачем все это? Какие-то песни в палатах – кому они нужны? Бойцам надо побольше медикаментов, высокопрофессиональных врачей, а не артистов».
Вторая, третья, пятая поездка – и с каждым разом все понятнее, зачем артист нужен раненым. В каждой палате Якимов обязательно спрашивает бойцов, можно ли спеть пару песен. И все говорят: не можно, а нужно.
– Не потому, что я такой замечательный. Им нужно само искусство, музыка, движение текстов. Это и есть то лекарство, которое тоже помогает людям жить! – уверен музыкант. – Что наша жизнь без искусства? Просто хлеб с колбасой. А как же душа?
Но двумя песнями не обходится. Где две, там и пять. На сольном концерте Александр Якимов обычно исполняет 20-25 песен. Недавно товарищи по «Боевому братству» подсчитали: в госпитале он поставил рекорд – спел 73 песни. Кто не то чтобы профессионально, а хотя бы с друзьями в караоке поет, поймет, как это сложно. Плюс госпитальная обстановка:
– Трудно это дается. Не физически даже, а эмоционально. И с каждым разом легче не становится.
Как бы Якимов ни скромничал и ни говорил, что ничего особенно не делает, надо сказать честно: в плотном концертном графике «волонтерить» непросто. Да и в Луганск поедет не каждый. Это видно даже на примере «звезд». Но без мобилизации культурной, уверен Александр Якимов, нам не победить:
– Спустя год после начала СВО надо открывать не только фронт гуманитарной помощи, но и помощи нашим душам. Потому что без мобилизации в культуре и образовании нация падает на дно. А мы хотим, чтобы Россия была счастливой страной!
ЗАГАДКА ГИМНА СВО
Сегодня Александра Ванюшкина мало кому нужно представлять. Несколько недель назад соцсети взорвались новым хитом «Триста тридцать три». Его практически сразу окрестили гимном СВО. Правда, сам автор навалившейся на него популярности удивляется, откровенно заявляя:
- Слова были написаны всего за несколько минут после просмотра новостей. Почему песня стала популярной, для меня до сих пор загадка.
С музыкантом мы встретились аккурат между поездок на Донбасс. В зону специальной военной операции Александр Ванюшкин вызвался добровольцем в январе нынешнего года. Раньше помогал беженцам, а с начала СВО стал собирать гуманитарную помощь для защитников Донбасса. Вместе с популярностью начали «прилетать» угрозы. Причем не только из украинского сегмента соцсетей.
- Я боевой русский офицер, участвовал во второй Чеченской кампании. Кого они хотят напугать? Просто не обращаю на них внимания.
Хотя реагировать все-таки приходится. На экране телефона Саша демонстрирует два скриншота: один с украинского паблика, другой – с тамбовского. Текст один и комментарии идентичны. В центре внимания - выступление Ванюшкина в Котовской школе искусств. После него музыканта обвинят в разжигании ненависти, «свои» же потом напишут, что школьникам не стоит петь песни, где упоминается «свастика», да и вообще с военной тематикой нужно заканчивать. Мол, слишком много сейчас милитаризма. Саша на это лишь тяжело вздыхает, вспоминая истории мальчишек с Донбасса. Им про «свастику» есть что рассказать.
- В Лисичанске живет паренек. Ему девять лет. У него настоящая каска, разгрузка, автомат, правда, деревянный. Он каждый день приходит к нашим парням. Дежурит с ними каждую смену. Стоит, как часовой. И таких мальчишек на Донбассе и в приграничных городах – сотни. А мне говорят, что нельзя петь патриотические песни…
Их музыкант исполняет и на передовой. Александр Ванюшкин признается: репертуар подбирает душевный. Играет «Катюшу», «Проводы» и, конечно же, «Триста тридцать три».
- Даже на передовой бывает свободное время. Когда человек берет гитару в руки, вокруг него всегда собираются люди. Со своими песнями я приезжаю, как правило, в те места, где их еще никто не слышал. У ребят нет ни Интернета, ни телефона, чтобы показать видео, поэтому даже «Триста тридцать три» для них в новинку. Зачастую ее приходится исполнять по несколько раз. Часто пою частушки. Моя задача – чтобы ребята улыбнулись. Если удается отвлечь их хотя бы на несколько минут, это уже хорошо.
Прифронтовые концерты, как правило, бывают недолгими. Свободное время у бойцов в дефиците, да и музыканту после выступления снова приходится отправляться в дорогу.
- Главное – не навредить, не подставить парней и тех, кто меня сопровождает, - делится музыкант. – В кадр могут случайно попасть боец, техника, номерной знак или месторасположение. Аналитики противника быстро вычислят необходимую информацию. Это всегда нужно держать в голове, прежде чем осуществлять какие-то действия.
Почему так важно думать о последствиях, музыкант знает не с чужих слов. Александр Ванюшкин – подполковник в отставке. Служил в отделе специального назначения «Вепрь» ФСИН России. Музыкой увлекается еще со школы. Несколько лет назад создал в Тамбове группу «Наши». Название, впрочем, все объясняет. Своих «Наши» не бросают. Ни на гражданке, ни на «передке». А перед лицом врага даже ноты становятся грозным оружием.
Юлия БУКОВСКАЯ, Анна МЕЩЕРСКАЯ