По дороге из Луганска в Тамбов вдова Героя России Ксения Семенова снимает здания. Не для личного архива - для других. Тех, для кого война где-то далеко, кого не касается беда Донбасса.
- Я всего лишь хочу показать, как живут люди в зоне СВО.
В январе этого года Ксения Семенова вместе с сыном Русланом создала благотворительный проект «Позывной SEM» в память о супруге, Герое России майоре спецназа Дмитрии Семенове, героически погибшем во время специальной военной операции. Донбасс не остался в стороне. Имя Героя присвоено 4а классу Луганской специализированной школы имени В.И. Даля. Здесь хранятся личные вещи Дмитрия Семенова, наградной лист, фотографии.
- Дети Луганска очень мудрые, и те двадцать минут, которые мы провели вместе, меня как человека взрослого замотивировали. Учишься понимать, насколько малы твои проблемы, даже если они кажутся глобальными. Этим детям столько же лет, сколько длится конфликт на Украине. Они задают недетские вопросы. Смотришь в их глаза, а кажется, что разговариваешь со взрослым человеком, хотя они учатся в четвертом классе. Общение с ними укрепляет меня в том, что я все делаю правильно. Делаю ради наших ребят, которые защищают детей и стариков на передовой.
В этот раз Луганск Ксения Семенова посетила с особой миссией: подружить детей из разных городов. Впрочем, ей удалось сделать больше. В гуманитарный проект включились десятки людей из разных уголков большой России.
РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Гвардии майор, заместитель командира отряда-начальник штаба 16-й бригады спецназа Дмитрий Семенов погиб 28 мая 2022 года при выполнении боевого задания.
- В ночь 26 января я увидела Диму во сне. Он попросил об одном: «Только не бросай моих пацанов». Утром я поняла: когда ушедшие в иной мир просят за живых, нужно что-то делать.
Так началась история проекта «Позывной SEM». Но была и предыстория. Когда-то давно, еще в жизни «до» Ксения Семенова, профессиональная спортсменка, чемпионка России по гребле, оказалась по долгу службы в учреждении, где находились дети с закрытой формой туберкулеза. Спортсмены привозили им инвентарь, проводили соревнования, исполняли мечты.
- Неподалеку находилось здание, где жили ВИЧ-инфицированные дети. Это была капсульная система. Совсем маленькие ребятишки не могли выйти за ее пределы, просто потому что не имели иммунитета. К ним не пускали никого. Морально было тяжело. Но эта картина оставила свой отпечаток. На тот момент я полностью сконцентрировалась на своей спортивной и профессиональной карьере. Вместе с друзьями и коллегами по спортивному цеху мы продолжали помогать воспитанникам детских домов в покупке экипировки. Не скажу, что это была систематическая благотворительная деятельность, просто оказывали помощь по мере необходимости. Скажи мне тогда, что буду заниматься масштабной благотворительной работой, я бы не поверила.
Потом наступила жизнь «после». Как начать помогать? Ксения не знала. Позже она признается, что поначалу даже не понимала, как вообще можно помочь бойцам, а главное - кому и чем. Начала с малого.
- Нужно было привлекать деньги, но я не понимала, как это сделать, как вообще работает гуманитарная помощь. Решила, что в моих силах собрать сто комплектов постельного белья для ребят из госпиталя. Когда человеку тяжело, он обращается к самым близким. Мои близкие, родственники, друзья, учителя живут на северных территориях России. Это Катангский и Киренский районы Иркутской области. И первый запрос был к ним. Я знала, что еще с советских времен в их сундуках хранится много хлопкового белья. Прекрасно понимая, что мы собираем для раненых, решили привезти им настоящие хлопковые вещи, а не вездесущую синтетику. В этот же день на карту стали приходить деньги. А когда люди узнавали о Диме, помощь увеличивалась. Причем были совершенно удивительные истории. Одна из старейших жительниц Иркутской области, 108-летняя блокадница Раида Инешева пожертвовала не только белье, но и денежные средства. А маленькая девочка Ира Лахонина разбила свою копилку, чтобы купить гитару. Мы ее доставили в Луганск и передали нашему тамбовскому музыканту Александру Якимову, который ежемесячно выступает перед ранеными бойцами.
ОДНА ПОБЕДА
Катангский и Киренский районы Иркутской области, Чувашия, Иркутск, Томск, Новосибирск, Рязань, Москва, Ростов, Нижний Новгород, Санкт-Петербург – городов, присоединившихся к благотворительному проекту, уже десятки. И это результат всего лишь двух месяцев 2023 года. В Тамбове, где жил и служил Дмитрий Семенов, подключились как крупные фонды, так и рядовые жители города. Кстати, выполнить первый заказ от мобилизованных помогли именно предприниматели из Тамбова. Поддержало движение и Тамбовское областное отделение «Боевого братства». Недавно Ксения Семенова вступила в его ряды.
…Однажды, передавая вещи защитникам Донбасса, Ксения взяла с собой в пункт сбора «Боевого братства» шестилетнего сына. Руслан увидел женщин, плетущих сети, и решил помочь. Такому рвению Ксюша не препятствует, наоборот, старается и сама привлекать людей разных поколений, даже если между ними сотни километров.
- Несколько дизельных генераторов и «Ниву» для спецназа оплатили добрые люди из СанктПетербурга, инвекторные бензиновые генераторы прислала Рязань, сто килограммов медикаментов пришло от моих коллег военно-медицинских юристов из Томска, медицину присылает и Белоруссия. Тонна груза приехала с северных территорий. Около четырехсот килограммов прислали из Школы имени Героя РФ Д.В. Семенова (поселок Новые Тренькассы в Чувашии). Большую поддержку оказывает тамбовское «Боевое братство». Без его помощи технически было бы сложно доставить что-то на Донбасс.
«Позывной SEM» помогает военным и мобилизованным из Тамбова, Чувашии, Иркутска, Донбасса и так далее. География растет буквально ежедневно. Сейчас задача номер один – сплотить волонтеров в Тамбове, чтобы работать в одном направлении. Так и помогать проще, и серьезные задачи решать легче, а их у гуманитарщиков хватает. Просто потому, что по-другому не могут. Не могут и не хотят. Правда, все же надеются на то, что когда-нибудь их помощь уже не понадобится. И очень ждут, чтобы это «когда-нибудь» наступило как можно скорее.
- Помогать – это сложно, особенно внутренне, - говорит Ксения Семенова. - Проблема в том, что я сама на сегодняшний день не понимаю ни потенциальных возможностей гуманитарного проекта, ни своих собственных ресурсов. Особенно с учетом того, что это личная история, и каждая поездка в Луганск сильно задевает. Главное, чтобы хватило внутренних сил для реализации задуманного. И я очень восхищаюсь людьми, которые занимаются большой благотворительной деятельностью. Сейчас актуальность проекта «Позывной SEM» завязана в первую очередь на спецоперации. Но мне очень хочется однажды закрыть его в связи с тем, что СВО завершится и нашим ребятам больше будет не нужна помощь. Пока же проект действует. Это начало определенного этапа в моей жизни - когда ты проживаешь свою боль через помощь другим. И куда выведет этот путь, одному Богу известно…
Анна МЕЩЕРСКАЯ. Фото автора