000

"Наш город Тамбов" №53 от 14.07.2015

 

Пропадет ли из нашей жизни реклама «быстрой» еды?

 

Мы живем в мире, где все «быстрое»: еда, Интернет, технологии и инновации. Складывается впечатление, что остановись хоть на мгновение, как толпа сметет тебя с пути. Поэтому куда-то спешащим людям важно иметь под рукой то, что уже многие годы гордо называют фаст-фудом. Именно «быстрая» еда стала в последние десятилетия признаком современного, развивающегося города. Некогда даже действовало негласное правило - город можно назвать крупным только в том случае, если в нем есть рестораны или кафе с фаст-фудом. Радоваться этому или нет, я, честно говоря, не знаю, но несомненным остается то, что «быстрая» еда меняет культуру питания до неузнаваемости.

 

Еда неоновой жизни

 

Незримая война с фаст-фудами длится не один десяток лет. На «полях сражений» между теми, кто с пеной у рта пытается донести до жителей планеты информацию о вреде такой пищи, и теми, кто пропагандирует «быструю» еду, бои ведутся с переменным успехом. Однако год от года в разных странах мира появляются законодательные инициативы, связанные с запретом фаст-фудов и иной им подобной пищи.

Один из первых шагов в этом направлении сделала Великобритания. Британцы стали первыми, кто запретил показ рекламы, пропагандирующей «быструю» еду. Запрет вредной для детского организма пищи был установлен для тех телепередач, которые рассчитаны на зрителей, не достигших шестнадцатилетнего возраста. В 2007 году комиссаром Евросоюза по вопросам здорового образа жизни было сделано заявление, в котором он выступал против рекламы, где фигурирует фаст-фуд.

- Одна из социальных реклам гласила: Live fa(s)t, die young! («Живи быстро/толстым, умри молодым!»). Игра слов, состоящая в смене одной буквы, становится символом эпохи. Выражение, конечно, весьма категорично, но сути потребительского общества не меняет. На сегодняшний день именно дети являются приоритетной целью всех сетей быстрого питания, при этом, с другой стороны, именно подрастающее поколение является главным инструментом в борьбе с фаст-фудами. Отсюда и постоянное противостояние торговцев и сторонников здорового образа жизни, - поясняет специалист по рекламе одного из крупнейших рекламных агентств Черноземья Алина Петрова.

У еды, популяризируемой неоновой жизнью, богатое историческое прошлое. Археологи утверждают, что заведения «быстрой» еды существовали еще во времена Римской империи. Раскопки говорят о том, что в таких учреждениях посетителям подавали блюда, послужившие прообразом современных гамбургеров и пиццы.

Сегодня фаст-фуды клеймят главным образом за то, что в перечне самых вредных продуктов они занимают лидирующие позиции. Врачи всего мира бьют тревогу: «быстрая» еда повинна во многих заболеваниях человечества, в числе которых ожирение, заболевания пищеварительной и нервной системы. Однако от такого «титулованного» списка почитателей меньше не становится, а наоборот, сети заведений быстрого питания завоевывают все большие рынки сбыта. Оно и немудрено: индустрия фаст-фудов является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся в мире.

Чем привлекательна такая еда? Причин множество. Это и ценовая доступность, и пресловутая быстрота приготовления, и вкусовая зависимость.

- Недавно мой сын вернулся из армии, - рассказывает тамбовчанка Галина Сутулина. – На гражданке он практически каждый день питался в сети фаст-фудов. Когда же попал в армию, то первое время он не мог есть пищу, которую ему там давали. Я сначала подумала, что он привередничает. Потом сын признался, что ему постоянно хочется гамбургеров, он думает о них едва ли не каждую минуту. Временами, когда тяга становилась невыносимой, он звонил своим друзьям, и они привозили ему фаст-фуды.

Однако самым главным оружием в борьбе за потребительское расположение является реклама.

 

Быстрая еда – медленная смерть?

 

О том, как воздействуют такого рода продукты на детский и подростковый организм, специалисты разного рода говорили неоднократно. Однако вскоре первое предупреждение Минздрава превратилось в приписную истину, а затем в замыленный шаблон. Запрет рекламы фаст-фуда в России активно обсуждали еще в прошлом году.

В законопроекте, предлагаемом народными избранниками, речь шла о запрете рекламы продуктов с высоким содержанием жира, сахара и соли, то есть популярных у детей чипсов, шоколадок, сухариков, газированных напитков и другой «мусорной еды». Именно она, по словам диетологов, в первую очередь становится причиной появления у детей лишних килограммов, которые могут привести в будущем к сердечной недостаточности, деформации скелета, сахарному диабету и даже бесплодию.

Депутаты уверяли, что яркие рекламные ролики «западают» в детский несформировавшийся мозг надолго. Даже несмотря на то, что прерывать рекламой мультфильмы и детские программы сегодня запрещено законом, демонстрация нездоровой еды до и после просмотра может сформировать вкусовые предпочтения на всю оставшуюся жизнь.

Тогда законопроект был отклонен, но спустя несколько месяцев к нему вернулись снова. Рекламу вредной еды - чипсов, газировки, некоторых видов колбас и фаст-фуда - в России пытаются снова запретить. Законодатели, правда, отмечают, что одними ограничениями дело не поправить, а поэтому предлагают ввести также маркировку вредных продуктов и усилить пропаганду здорового образа жизни и доступного спорта.

Ряд депутатов высказывается за то, чтобы приравнять рекламу фаст-фудов к рекламе алкогольной и табачной продукции. В частности, с такой инициативой выступил депутат от «Единой России» Василий Шестаков, ставший соавтором Владимира Путина по книге о дзюдо.

По его мнению, реклама фаст-фуда не должна содержать утверждения о безвредности и пользе такой пищи. Депутат предлагает запретить использование образов несовершеннолетних и обращения к ним. Предлагается запретить размещать рекламу фаст-фуда в печатных изданиях, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних, а также в теле- и радиопередачах с семи утра до десяти вечера. Под запрет попадает большинство общественных мест, включая больницы, школы, санатории, театры, цирки и так далее.

Что касается маркировки такой продукции, то эксперты приводят пример Великобритании, где многие вредные продукты, содержащие большое количество жиров, трансжиров, соли, например, колбаса, помечены красным кружочком, похожим на светофор. И если человек съел на обед палку такой колбасы, он уже знает, что от ужина ему лучше воздержаться.

 

Фаст-фудный нон-стоп

 

Как следует из законопроекта, в законе «О рекламе» необходимо уточнить, что такое продукты с высоким содержанием сахара, соли, жиров и насыщенных жиров, а также статью, регламентирующую их рекламу. Ограничения должны способствовать формированию культуры рационального питания у молодежи для сохранения нормального веса, давления и показателей крови. Высоким признается содержание сахара более 12,5 г на 100 г продукта, или 15 г на порцию, соли - 1,5 г и 2,4 г соответственно, жира - 20 г и 21 г, насыщенных жиров - 5 г и 6 г.

В рекламе неприемлемы утверждения о безвредности и полезности таких продуктов, она не должна осуждать воздержание от их употребления, обращаться к несовершеннолетним или использовать их образы (в том числе при помощи мультипликации).

В качестве альтернативы эксперты и народные избранники предлагают создать в России рекламу физической активности. При этом совсем не обязательно, чтобы это была реклама фитнес-клубов. Вполне достаточно пропагандировать, к примеру, ежедневные десятиминутные пешие прогулки, которые по карману каждому человеку.

Пока же законодательная инициатива не стала правовой нормой, в обществе разгорелись нешуточные споры. Одни уверяют, что в контексте действия в отношении России экономических санкций такая мера станет своеобразным ответом Западу, мол, нечего кормить наших соотечественников нездоровой пищей. К тому же культура питания играет огромную роль в формировании генофонда нации. Другие говорят о том, что, во-первых, каждый сам решает, что ему потреблять, во-вторых, под действие предлагаемого законопроекта могут попасть и российские продукты.

Тенденции говорят о том, что в ближайшие годы еще неоднократно будут возникать инициативы по ограничению рекламы «мусорной еды». Однако решать, что есть, чтобы жить, все-таки приходится человеку. А вопрос личной ответственности за свою жизнь и жизни детей куда важнее, чем все информационные сообщения, вместе взятые.

 

Анна МЕЩЕРСКАЯ