Для сотен горожан автобус«единичка» средство проезда до работы и обратно, а для водителя Виктора Старкова это и есть место его работы.
Дорожная тема актуальна во все времена, независимо от того, какой год на календаре и какая погода за окном. Но сегодня речь о тамбовских дорогах пойдет не в контексте изречения известного классика. Проблем в дорожной отрасли остается немало, а наша задача – объективно посмотреть на ту ситуацию, которая сегодня складывается в дорожной сфере города, выяснить, какая работа здесь ведется и что за люди трудятся в отрасли.
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Более четырехсот километров автомобильных дорог общего пользования и почти два десятка мостов, путепроводов и эстакад – это дорожное хозяйство областного центра. Одним объектам требуется ежедневное содержание, другим еще и ремонт, третьим – реконструкция. Все вопросы, связанные сегодня с дорожной тематикой Тамбова, находятся в ведении профильного подразделения городской администрации – комитета дорожного хозяйства и транспорта, а также Дирекции городских дорог.
На дворе октябрь, и многих тамбовчан, естественно, волнует тот факт, что на отдельных дорогах продолжают мелькать люди в оранжевых жилетах, работает техника и до сих пор не появился асфальт. Об этом, а также в целом о том, как сложился этот дорожный год, нашему изданию рассказал заместитель председателя – начальник отдела строительства и ремонта дорог комитета дорожного хозяйства и транспорта администрации города Тамбова Игорь Сапрыкин.
Вначале о том, за чей счет приводятся в нормативное состояние тамбовские магистрали. Источников финансирования несколько. Так, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) Тамбов в этом году получил без малого 285 миллионов рублей на ремонт и реконструкцию чуть более четырех километров дорог. По госпрограмме «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» будет приведено в нормативное состояние порядка тринадцати с половиной километров дорог, а сумма затрат составит 426 миллионов рублей. По нацпроекту «Жилье и городская среда» уже претерпела реконструкцию дорога по улице Кавказкой. Для этого потребовалось почти 48 миллионов рублей. Во всех программах город участвует на условиях софинансирования, но понятно, что основное бремя затрат несут вышестоящие бюджеты.
– Если говорить про объекты, на которых работы ведутся в рамках нацпроекта БКД, а это улицы Советская, Чичерина, Ореховая, то процент исполнения здесь высокий. Мы приближаемся к финишной черте. По дорогам, где идет ремонт в рамках госпрограммы, половина объема выполнена. В этом году у нас позднее заключение контрактов, соответственно и старт работ был поздний. Плюс погодные условия. Но подгонять подрядчика в ущерб качеству никто не собирается. Его работа контролируется кураторами и нашего комитета, и Дирекции городских дорог. В ежедневном режиме мы присутствуем на каждом объекте. Была ситуация, когда, к примеру, на улице Магистральной уже уложенное песчаное основание попало под дождь, и невозможно было провести уплотнение. Подрядчик за свой счет заменил песок, и работы проводились согласно всем технологиям, – поясняет Игорь Сапрыкин.
Кстати, о технологиях. По словам чиновника, тамбовские дорожники используют все те наработки, что есть в современной дорожной индустрии: щебеночно-мастичный асфальтобетон, геосетка, геотекстиль, разметка из термопластика.
– Все проверенные передовые технологии у нас на вооружении. Но нужно понимать, что со временем и они устаревают. Лет пять назад щебеночно-мастичный асфальтобетон считался лучшим, а сегодня мы переходим на новый его стандарт. С ним подрядчики будут работать уже в следующем году, – рассказывает Игорь Сапрыкин.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
В последнее время при проведении дорожных работ акцент делается на комплексный подход. Это значит, что мало просто заменить старый асфальт на новый. Да и вообще, прежде чем выходить на ремонт той или иной дороги, лучше согласовать свои планы с графиком ремонтных работ коммунальщиков, мероприятиями в рамках благоустройства дворов и общественных пространств.
– Вся эта работа требует тесного взаимодействия заказчика с сетевыми компаниями, между профильными подразделениями администрации города, – продолжает Игорь Сапрыкин. – Проектно-сметная документация разрабатывается на объекты, где проводится строительство, реконструкция и капитальный ремонт. В остальных случаях составляется локальный сметный расчет, ведомость объектов работ. Подрядчик будет работать в существующих границах объекта. Но добросовестный подрядчик сделает все грамотно и с умом. Там, где можно, к примеру, довести до существующих нормативов параметры тротуара, съезды, все это сделает. Безусловно, важным моментом при проведении дорожных работ является общественный контроль. Многие активные горожане участвуют в обсуждении различных вопросов, которые возникают в ходе дорожного ремонта. Порой бывает довольно жарко, но мы стараемся найти компромиссы и учесть все замечания наших жителей.
Качество материалов, используемых в дорожном строительстве, проверяют в специальных лабораториях, с которыми у заказчика заключен договор о сотрудничестве. Таким же образом – через лабораторные испытания - определяется и в целом качество дорожного полотна после окончания всех работ. Там, где фиксируются нарушения, подрядчика обязуют их исправлять, как правило, за собственный счет. Ну, а нарушение сроков выполнения работ наказывается штрафными санкциями. В данном случае речь идет о подрядчиках, которые не выполнили свои обязательства по объектам прошлого года.
ЧИСТОТА И ПОРЯДОК
Но дороги – это не только ремонт и реконструкция. Нуждаются они и в ежедневном уходе. За содержание городских магистралей в Тамбове отвечает Дирекция городских дорог. Порядка ста шестидесяти ее сотрудников ежедневно выходят на линии и следят за состоянием дорог. В помощь им – полсотни единиц техники.
Ирина Григорян поддерживает чистоту и порядок на городских дорогах почти десять лет. Практически в любую погоду – в жару, в мороз и ливень – она, вооружившись нехитрым инструментом, выходит на улицы Тамбова. Выходит, чтобы вместе с другими рабочими Дирекции городских дорог сметать, сгребать и собирать то, что бросают на дороги и тротуары водители и пешеходы.
– Идут люди из дома с пакетом мусора. Нет чтобы донести до контейнера. Они поставят на тротуаре и дальше пошли. Собаки разорвут, мусор растащат. А мы за каждой бумажкой нагибаемся.
Работа для женщины – не из легких, особенно зимой: чистить и грузить снег, долбить лед. Но Ирина шутит:
– Зато на свежем воздухе, – и добавляет: – Мы, женщины, давно наравне с мужчинами работаем в дорожном хозяйстве – метем, грузим – и зарплату одинаковую получаем. Конечно, тяжело. Но кто-то должен это делать. Хочется, чтобы город красивый был, чистый.
Особенно обидно Ирине и ее коллегам, что некоторые обыватели уверены: дорожные рабочие – люди «второго сорта», а в эту службу идут не просто плохо образованные специалисты, но и чуть ли не маргиналы. В этой связи вспоминается история, рассказанная ученым-филологом Ольгой Муравьевой в ее книге «Как воспитывали русского дворянина». Если коротко, то мораль такова: убирать грязь – не стыдно, стыдно жить в грязи.
– У нас много людей с высшим образованием: и учителя, и бухгалтеры, – говорит Ирина Григорян.
Сама Ирина, получив образование в кооперативном техникуме, много лет проработала продавцом в селе. Но когда жителей там стало мало, пришлось перебраться к дочери в областной центр.
Начальник участка службы по безопасности дорожного движения Дирекции городских дорог Сергей Лапынин работает в этой сфере больше восьми лет. Главная производственная задача – обеспечение безопасности городских дорог. Служба отвечает за установку и содержание дорожных знаков, разметку и дорожные ограждения.
– Не все знаки, которые видят водители и пешеходы, устанавливаем и обслуживаем мы. Часть – в зоне ответственности областного Центра организации дорожного движения, – поясняет Сергей Лапынин.
Вот и на улице Воронежской, капитально отремонтированной в прошлом году, один за другим появляются новые дорожные знаки. Конечно, устанавливают их не просто там, где хочется, – есть четкие требования и регламенты. А это значит, что дороги Тамбова становятся качественнее и безопаснее. Еще бы люди ценили труд дорожников.
Елена НАСОНОВА,
Юлия БУКОВСКЯ.
Фото Ю. Буковской
Страница 14 из 86