shnew

Дорожная тема актуальна во все времена, независимо от того, какой год на календаре и какая погода за окном. Но сегодня речь о тамбовских дорогах пойдет не в контексте изречения известного классика. Проблем в дорожной отрасли остается немало, а наша задача – объективно посмотреть на ту ситуацию, которая сегодня складывается в дорожной сфере города, выяснить, какая работа здесь ведется и что за люди трудятся в отрасли.

IMG 9559

ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Более четырехсот километров автомобильных дорог общего пользования и почти два десятка мостов, путепроводов и эстакад – это дорожное хозяйство областного центра. Одним объектам требуется ежедневное содержание, другим еще и ремонт, третьим – реконструкция. Все вопросы, связанные сегодня с дорожной тематикой Тамбова, находятся в ведении профильного подразделения городской администрации – комитета дорожного хозяйства и транспорта, а также Дирекции городских дорог.

На дворе октябрь, и многих тамбовчан, естественно, волнует тот факт, что на отдельных дорогах продолжают мелькать люди в оранжевых жилетах, работает техника и до сих пор не появился асфальт. Об этом, а также в целом о том, как сложился этот дорожный год, нашему изданию рассказал заместитель председателя – начальник отдела строительства и ремонта дорог комитета дорожного хозяйства и транспорта администрации города Тамбова Игорь Сапрыкин.

Вначале о том, за чей счет приводятся в нормативное состояние тамбовские магистрали. Источников финансирования несколько. Так, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) Тамбов в этом году получил без малого 285 миллионов рублей на ремонт и реконструкцию чуть более четырех километров дорог. По госпрограмме «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» будет приведено в нормативное состояние порядка тринадцати с половиной километров дорог, а сумма затрат составит 426 миллионов рублей. По нацпроекту «Жилье и городская среда» уже претерпела реконструкцию дорога по улице Кавказкой. Для этого потребовалось почти 48 миллионов рублей. Во всех программах город участвует на условиях софинансирования, но понятно, что основное бремя затрат несут вышестоящие бюджеты.

– Если говорить про объекты, на которых работы ведутся в рамках нацпроекта БКД, а это улицы Советская, Чичерина, Ореховая, то процент исполнения здесь высокий. Мы приближаемся к финишной черте. По дорогам, где идет ремонт в рамках госпрограммы, половина объема выполнена. В этом году у нас позднее заключение контрактов, соответственно и старт работ был поздний. Плюс погодные условия. Но подгонять подрядчика в ущерб качеству никто не собирается. Его работа контролируется кураторами и нашего комитета, и Дирекции городских дорог. В ежедневном режиме мы присутствуем на каждом объекте. Была ситуация, когда, к примеру, на улице Магистральной уже уложенное песчаное основание попало под дождь, и невозможно было провести уплотнение. Подрядчик за свой счет заменил песок, и работы проводились согласно всем технологиям, – поясняет Игорь Сапрыкин.

Кстати, о технологиях. По словам чиновника, тамбовские дорожники используют все те наработки, что есть в современной дорожной индустрии: щебеночно-мастичный асфальтобетон, геосетка, геотекстиль, разметка из термопластика.

Все проверенные передовые технологии у нас на вооружении. Но нужно понимать, что со временем и они устаревают. Лет пять назад щебеночно-мастичный асфальтобетон считался лучшим, а сегодня мы переходим на новый его стандарт. С ним подрядчики будут работать уже в следующем году, – рассказывает Игорь Сапрыкин.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

В последнее время при проведении дорожных работ акцент делается на комплексный подход. Это значит, что мало просто заменить старый асфальт на новый. Да и вообще, прежде чем выходить на ремонт той или иной дороги, лучше согласовать свои планы с графиком ремонтных работ коммунальщиков, мероприятиями в рамках благоустройства дворов и общественных пространств.

– Вся эта работа требует тесного взаимодействия заказчика с сетевыми компаниями, между профильными подразделениями администрации города, – продолжает Игорь Сапрыкин. – Проектно-сметная документация разрабатывается на объекты, где проводится строительство, реконструкция и капитальный ремонт. В остальных случаях составляется локальный сметный расчет, ведомость объектов работ. Подрядчик будет работать в существующих границах объекта. Но добросовестный подрядчик сделает все грамотно и с умом. Там, где можно, к примеру, довести до существующих нормативов параметры тротуара, съезды, все это сделает. Безусловно, важным моментом при проведении дорожных работ является общественный контроль. Многие активные горожане участвуют в обсуждении различных вопросов, которые возникают в ходе дорожного ремонта. Порой бывает довольно жарко, но мы стараемся найти компромиссы и учесть все замечания наших жителей.

Качество материалов, используемых в дорожном строительстве, проверяют в специальных лабораториях, с которыми у заказчика заключен договор о сотрудничестве. Таким же образом – через лабораторные испытания - определяется и в целом качество дорожного полотна после окончания всех работ. Там, где фиксируются нарушения, подрядчика обязуют их исправлять, как правило, за собственный счет. Ну, а нарушение сроков выполнения работ наказывается штрафными санкциями. В данном случае речь идет о подрядчиках, которые не выполнили свои обязательства по объектам прошлого года.

ЧИСТОТА И ПОРЯДОК

Но дороги – это не только ремонт и реконструкция. Нуждаются они и в ежедневном уходе. За содержание городских магистралей в Тамбове отвечает Дирекция городских дорог. Порядка ста шестидесяти ее сотрудников ежедневно выходят на линии и следят за состоянием дорог. В помощь им – полсотни единиц техники.

Ирина Григорян поддерживает чистоту и порядок на городских дорогах почти десять лет. Практически в любую погоду – в жару, в мороз и ливень – она, вооружившись нехитрым инструментом, выходит на улицы Тамбова. Выходит, чтобы вместе с другими рабочими Дирекции городских дорог сметать, сгребать и собирать то, что бросают на дороги и тротуары водители и пешеходы.

IMG 9567

– Идут люди из дома с пакетом мусора. Нет чтобы донести до контейнера. Они поставят на тротуаре и дальше пошли. Собаки разорвут, мусор растащат. А мы за каждой бумажкой нагибаемся.

Работа для женщины – не из легких, особенно зимой: чистить и грузить снег, долбить лед. Но Ирина шутит:

– Зато на свежем воздухе, – и добавляет: – Мы, женщины, давно наравне с мужчинами работаем в дорожном хозяйстве – метем, грузим – и зарплату одинаковую получаем. Конечно, тяжело. Но кто-то должен это делать. Хочется, чтобы город красивый был, чистый.

Особенно обидно Ирине и ее коллегам, что некоторые обыватели уверены: дорожные рабочие – люди «второго сорта», а в эту службу идут не просто плохо образованные специалисты, но и чуть ли не маргиналы. В этой связи вспоминается история, рассказанная ученым-филологом Ольгой Муравьевой в ее книге «Как воспитывали русского дворянина». Если коротко, то мораль такова: убирать грязь – не стыдно, стыдно жить в грязи.

У нас много людей с высшим образованием: и учителя, и бухгалтеры, – говорит Ирина Григорян.

Сама Ирина, получив образование в кооперативном техникуме, много лет проработала продавцом в селе. Но когда жителей там стало мало, пришлось перебраться к дочери в областной центр.

Начальник участка службы по безопасности дорожного движения Дирекции городских дорог Сергей Лапынин работает в этой сфере больше восьми лет. Главная производственная задача – обеспечение безопасности городских дорог. Служба отвечает за установку и содержание дорожных знаков, разметку и дорожные ограждения.

Не все знаки, которые видят водители и пешеходы, устанавливаем и обслуживаем мы. Часть – в зоне ответственности областного Центра организации дорожного движения, – поясняет Сергей Лапынин.

Вот и на улице Воронежской, капитально отремонтированной в прошлом году, один за другим появляются новые дорожные знаки. Конечно, устанавливают их не просто там, где хочется, – есть четкие требования и регламенты. А это значит, что дороги Тамбова становятся качественнее и безопаснее. Еще бы люди ценили труд дорожников.

Елена НАСОНОВА,

Юлия БУКОВСКЯ.

Фото Ю. Буковской

Сразу шесть населенных пунктов могут войти в границы областного центра.

uoh nyX65CU

Поселки Строитель и Тригуляй, села Бокино и Покрово-Пригородное, деревни Лужки и Перикса – об утверждении дорожной карты по присоединению к Тамбову этих населенных пунктов объявил глава региона Максим Егоров. Таким образом, численность жителей областного центра увеличится на более чем тридцать тысяч человек.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Процесс объединения и укрупнения областных центров России – общефедеральная тенденция. Тамбов не первый город, который идет по такому пути. Например, в 2017 году была создана так называемая Саратовская агломерация, в состав которой вошли город Энгельс с населением более 220 тысяч человек и ряд районов Саратовской области. Уже в январе 2022 года к Саратову были присоединены 79 сел, хуторов и поселков, а его площадь почти достигла размеров Москвы, увеличившись с четырехсот до более двух тысяч квадратных километров. В настоящий момент численность общего населения Саратовской агломерации составляет около 1,3 миллиона человек, населения Саратова – почти 900 тысяч человек.

Успешным примером создания агломерации является Новомосковская агломерация Тульской области, образованная в 2008 году. В нее вошли пять муниципальных образований: Новомосковск и четыре поселения – Рига-Васильевка, Спасское, Гремячее и шахтерский городок Сокольники. В 2008 году город оказался на грани банкротства: шахты были закрыты, поступления в бюджет фактически прекратились. Сейчас он фактически является одним из микрорайонов Новомосковска. За четыре года за счет объединенного бюджета в Сокольниках было построено более сорока километров новых водопроводных сетей, проведено газоснабжение, в 2011-2012 годах была полностью решена проблема с ветхим жильем. Каждый год ремонтируются дороги, построен физкультурнооздоровительный комплекс. В Спасском восстановлен бассейн, благоустроен парк.

ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Любая агломерация формируется вокруг мощного муниципального образования, коим в нашем случае является областной центр. Но что дает всем участникам данного процесса такое объединение? А главное, как это отразится на жителях этих населенных пунктов?

Не секрет, что малочисленные сельские поселения годами остаются один на один со своими проблемами, которые требуют серьезных инфраструктурных решений, а у местной администрации просто нет финансовых, организационных, технических ресурсов для их разрешения. В составе более крупного муниципального образования у небольшого поселка появляются новые возможности участия в различных программах по привлечению средств на благоустройство территорий, развитие коммунальной инфраструктуры и многое другое.

Присоединение пригородных территорий позволит осуществлять комплексное освоение городских территорий. Сегодняшние границы города сдерживают возможности его развития. Например, увеличивается плотность застройки, возникают сложности в подборе территорий для рекреации, парковочных зон и многое другое. Все больше и больше строится многоэтажек, возникают проблемы точечной застройки. Новые территории позволят сбалансировать развитие жилой застройки, территорий для бизнеса, рекреационных зон и так далее.

- Объединение Тамбова и населенных пунктов Тамбовского района даст возможность для реализации более масштабных инвестиционных и социальных проектов – строительство и модернизация инженерных сетей, автодорог, детских садов, школ, медучреждений, обновление и развитие подвижного состава общественного транспорта, - прокомментировал глава администрации Тамбова Максим Косенков.После присоединения территорий численность города составит более трехсот тысяч человек. Для областного центра эта цифра позволяет участвовать в ряде региональных и федеральных программ, что гарантирует городскому округу привлечение дополнительных денежных средств. К примеру, мы до сих пор не могли участвовать в федеральной программе по обновлению общественного транспорта, в частности, троллейбусов, только потому, что не отвечали критериям по численности населения.

СТАТУС – СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Один из наиболее актуальных вопросов, который возникает у жителей присоединяемых к Тамбову территорий, связан с сохранением тех льгот, которые у них есть сейчас. Они в полном объеме сохранятся и после объединения с областным центром, поскольку все присоединяемые населенные пункты в соответствии с законом области сохранят статус сельских населенных пунктов.

Присоединение территорий не влечет за собой изменение категорий земельных участков. Поэтому кадастровая стоимость земельных участков, которые уже внесены в кадастр недвижимости, не изменится. При создании новых участков будет применяться средний удельный показатель кадастровой стоимости соответствующих категорий и групп земель.

Сохраняются единовременные выплаты медработникам и учителям, прибывшим на работу в сельские поселения. Свое право на получение ежемесячной выплаты по оплате за услуги ЖКХ также попрежнему сохранят медработники, провизоры, сотрудники библиотек, музеев, ветеринары, работающие в присоединяемых поселениях.

Если смотреть в разрезе тарифов на ресурсы, то за электричество плата останется такой же, как для сельского населения. Тариф по газоснабжению единый по всей области. Тарифы по водоснабжению, водоотведению, отоплению останутся без изменений такими, какие действуют на данных территориях.

- Решение, принятое главой области Максимом Егоровым о присоединении шести населенных пунктов к Тамбову, созвучно с общероссийскими тенденциями. Используя существующую в стране практику, анализируя ее, мы идем по этому пути. Будет отрабатывать все этапы, встречаться с жителями, пояснять нюансы, снимать риски и ненужное напряжение. Уверен, что каждая из территорий получит для своего развития больше возможностей, чем у нее есть сейчас, - прокомментировал Максим Косенков.

Елена НАСОНОВА