000

"Наш город Тамбов" №69 от 15.09.2020

 

В первые дни сентября тамбовских театралов порадовали спектаклями на открытом воздухе

Театр под открытым небом – одна из древнейших мировых культурных традиций, да и, собственно, начало истории драматургии. Как известно, этот вид искусства родился из охотничьих и сельских, то есть подлинно народных ритуальных празднеств, в которых при помощи аллегории передавались явления природы, сюжеты с приключениями богов и духов, сама человеческая жизнь. Можно сказать, что изначально именно самодеятельность глубинки о глубинке, лишенная роскошных залов с ложами, занавесами, креслами и биноклями, сформировала мифическое сознание строителей многих цивилизаций. Именно поэтому лишь очень невежественный или циничный человек повторяет за Шариковым, называя театр, место настоящего чуда, «одним кривлянием».

Горячо же любимый тамбовчанами драмтеатр недавно вновь распахнул двери перед теми, кто высоко ценит его искусство. 3 сентября – климатически день почти что летний, и потому он воспринимался легко, спокойно, а уж его вторая половина и вовсе показалась тихой ночью, по-английски умиротворяющей, в духе Кэролла и Шекспира. Уверен, что удовольствие, полученное зрителями, было сравнимо только с хорошо прочитанной и воспринятой поэмой гениального Уильяма.

Сама же постановка стала во многом новаторской. Прежде всего, это одно из первых представлений в новом учебном году после снятия запрета на проведение массовых мероприятий. Кроме того, она прошла во дворе со стороны улицы Карла Маркса, без всякой крыши – и будто отдавала дань своим прародителям. Да и сам спектакль оказался простым и близким разнородной публике. Пьеса «Без меня меня женили» была выполнена в жанре шванка, популярного немецкого театрального течения тринадцатого-семнадцатого веков, в котором, как правило, главный герой – находчивый и обаятельный простолюдин. Итак, первые дни сентября стали символическим воспроизведением глубокой, сложной истории сцены, начинавшейся с села и обращавшейся к самым близко воспринимаемым бытовым лирическим ситуациям.

 

Весь мир – театр

 

Занятно происхождение выражения «Без меня меня женили». Оно взято из русской народной песни «Я на горке стою», соответственно, также отсылает нас к корням, к первичной культуре. Означает оно решения, прямо касающиеся какого-либо человека, но принимающиеся без его ведома и у него за спиной – и, естественно, говорится всегда с неодобрительным оттенком. Однако в случае состоявшейся постановки оттенок скорее шутливый – ведь шванк носит не только назидательный, но и откровенно сатирический характер, и высмеивая, и поучая конкретные быт и нравы.

Было бы, выражаясь сленгом, «спойлером» детально вдаваться в сюжет пьесы – к тому же незачем лишний раз и рекламировать то, что в этом не нуждается. Тем не менее остановимся на наиболее примечательных аспектах «Без меня меня женили», которые особенно ценны для современного мира, а именно на амплуа и архетипах.

Есть амплуа «любящая мать», слепая в своих чувствах женщина, которая порой становится серьезной бедой для окружающих. Узнается госпожа Простакова из «Недоросля» Фонвизина, не так ли? Это не случайность, поскольку все ранние образцы драматургии любого народа неизбежно перекликаются друг с другом хотя бы в тематике и способах подачи идеи через персонажей. Есть «преданный слуга» - незаменимый работник, но при этом пьяница, шут, балагур, падкий на женщин и оттого составляющий незабываемый дуэт с главным героем – наоборот, относительно безгрешным, но по-своему непонятым человеком. Четвертый участник – «прекрасная принцесса», проще говоря, та, кому в итоге будут отданы предпочтения главного героя. Вот и все действующие лица – казалось бы, как мало и как скудно! Но нет, здесь все не те, чем кажутся, и все помогают нам признать в них свое отражение.

В частности, как очаровательно был использован еще шекспировский прием переодевания одного из персонажей, при котором он становится никем не узнаваемым! Здесь, в истории о конфликте немного амбициозной матери и упорно не желающего ни на ком жениться сына, метаморфоза становится настоящим стержнем повествования, перемежаемым многочисленными неловкостями и остроумными шутками. Преданный слуга –не такой уж и преданный, если судить по его собственным интересам, но в то же время никакими антагонистами тут и не пахнет. Как в жизни – ничто не делится на черное и белое, а есть только пассажи и превратности судьбы.

В вымышленной ситуации, в которой высмеиваются склоки полов, упущенные стариковские возможности, интимные конфузы, подростковое упрямство, девичьи грезы и все решающая любовь, ни один зритель не способен остаться в стороне. Подобные комедии адресуются сразу всем людям. В этом и заключается притягательная сила живой передачи эмоций актерами, и этим объясняется неумирающая, неувядающая красота театра.

 

Аранжировка

 

Создатель произведения – Франц Ксавер Крец из Мюнхена, родившийся в 1946 году и ныне прекрасно здравствующий. Неизвестно, знает ли он о минутах своей славы в Тамбове, тем не менее премьера «Без меня меня женили» состоялась еще 18 октября 2017 года. Вообще же работы Креца признаны на международном уровне и пользуюется заслуженным успехом уже несколько десятков лет благодаря тому, что обращаются к важным социальным проблемам всех слоев.

В нашем драмтеатре организаторами творческого действа стали режиссер-постановщик Сергей Ильин, художник-постановщик Елена Медведева, хореограф Наталья Беляева и помощник режиссера Галина Ульева – коллектив, и ранее радовавший своим трудом тамбовского зрителя. Впечатлил и заставил аплодировать всех актерский состав, держащий достойную планку всю сотню минут спектакля – Надежда Гречанникова (Катарина Мария Виммер), Александр Архипенков (Даммерль), Никита Логинов (Питер Виммер) и Кристина Гречанникова (Рози Шобер).

Перед сценой компактно разместились зрительские ряды из вполне практичных раскладных стульчиков. При этом были созданы все условия и для соблюдения антиковидных мер, и для свободной торговли брошюрами, которые, если верить разговорам собравшихся, задним числом стали отличными сувенирами в рамочках на книжных полках и стеллажах. Не подкачали и чисто визуальные характеристики – когда начало смеркаться, практически плавно включился прожектор, а декорации подсветились красивой игрой разноцветного освещения. Когда же настало время, убрать сиденья на сцену работникам театра помогли благодарные зрители.

Они же по завершении спектакля рассказали о своих впечатлениях. «Мне всегда нравилось перед тотальной загрузкой на работе отдыхать душой под открытым небом», - призналась Светлана, школьная учительница. «Нам всем очень понравилось, - заявил Вадим, отец семейства. – Я думаю, что на такие классные вещи подростков водить нужно обязательно, хотя бы раз в месяц – это приобщает к культуре». «Я не пропускала ни одного акта в нашем театре вот уже несколько лет, - кладет руку на сердце Валентина, вышедшая на пенсию медсестра. – Как медицинский работник могу сказать – из-за вируса мы все разучились правильно управлять своим досугом. А сейчас, когда эта пьеса помогла создать отдушину, мы вновь возвращаемся к любимому многими досугу».

 

Будущее уже наступает

 

Даже для спектакля под открытым небом не могли не прозвучать традиционные три звонка, созывающие народ на представление. Наверное, во многом именно такие дорогие сердцу обычаи переживают любые невзгоды. Главное, что нужно знать, – рано или поздно кульминация сменяется развязкой, и каким бы ни был финал, он всегда приносит эстетический восторг. А нам остается лишь гордиться тем, насколько хорошо драмтеатру удалось вернуться к своей привычной жизни, и рукоплескать не только артистам, но и очарованию повседневного, окружающего нас шванка.

 

Иван ШАРАПОВ