С Борисом Ткачевым встречаемся в мастерской. Хозяин гостеприимно усаживает за стол. Сначала - стандартные вопросы: где жили, как работали, когда учились.
- Родился в селе Знаменка Тамбовской области. С пятого класса стал рисовать, в шестом попросил отца, чтобы отвел меня в художественную школу. Проучился шесть лет, поступил в Пензенское художественное училище. Собственно, все, - отвечает художник, не вдаваясь в детали.
На самом деле сразу просто невозможно вспомнить все награды и личные достижения Бориса Ткачева. Член Союза художников России, лауреат премии Тамбовской области имени Александра Герасимова, участник всероссийских, областных, персональных, коллективных выставок. Лучшие его произведения находятся в собрании Тамбовской областной картинной галереи, в фондах Министерства культуры, в музее Франции и в частных коллекциях в России и за рубежом. Но обо всем этом Борис Викторович рассказывает не сразу, лишь в процессе разговора что-то вспоминает, дополняя беседу деталями.
- В восьмом классе я прочитал роман Бальзака «Папаша Горио» и захотел стать великим, как главный герой Растиньяк – бедный студент, давший клятву преуспеть в жизни любой ценой. Сейчас не считаю, что это главная цель. Главное – творить, реализовывать свои идеи и помогать ученикам, чтобы им также нравилось искусство, - говорит наш герой.
По словам Бориса Ткачева, раньше ему нравилось писать пейзажи, они занимали большую часть его коллекции. С каждого нового места – обязательно по этюду с природой. Но сейчас творец отдает предпочтения портретам – стало интересно показывать эмоции людей, их внутреннюю силу, подмечать детали внешности и характера. Но сейчас, признается художник, у него меньше работ, чем было раньше.
- Что-то продал, что-то закрасил, что-то отдал в музей, что-то выбросил.
- Выбросили?
- Да.
- Да как же это возможно?
- Легко. У меня, как видите, тут и так места не хватает. Некоторые работы банально не получаются, и приходится начинать заново. К тому же когда режешь холст, это дает стимул для новых работ. Значит, я еще совершенствуюсь как художник. Но вообще я так говорю: когда умру, надо собрать все мои картины, вынести к мусорке и поджечь.
- Может, все же оставить?
- Зачем? – спокойно спрашивает Борис Викторович в ответ. – Как Высоцкий пел: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним». Вот и у меня сохранились работы, которые не для кого-то, а чтобы отчитаться. Чтобы потом показать, что не зря прожил и не зря работал. А все материальное – это так, проходящее.
ВДОХНОВЕНИЕ ПОВСЮДУ
За окном темнеет от надвигающего дождя, а в мастерской Бориса Ткачева светло и пахнет кофе. Разговариваем легко и спокойно, как два хороших друга.
- На прошлой неделе выписался из больницы. Лежал девять дней. Скучно. Все книги, которые взял с собой, прочитал, а выходить нельзя. Вот и лежишь, грустишь, что время уходит. А сколько всего мог бы сделать…
Немного погодя художник показывает начатую на днях картину с изображенной на ней медсестрой.
- Вдохновение повсюду. Оно окружает человека. И в больнице – ну что там можно делать, чем заняться? А вот пришла очередная идея, появился новый образ, который по выходе из больницы сразу решил реализовать.
По словам художника, картина только начата, предстоит еще долгая работа по прорисовке деталей. Но человеку, едва знакомому с живописью, покажется, что это чуть ли не законченное полотно.
В этот момент вспоминается еще один непонятный для нехудожников момент – почему, чтобы завершить одну картину, может потребоваться несколько лет? Борис Ткачев объясняет - дело в поиске деталей и вдохновения:
- Это не просто «нет вдохновения – не рисую», такого художник в принципе не может сказать. Он пишет всегда, но для картины может потребоваться определенное настроение. Одно из своих любимых полотен я писал семь лет, одна из причин – искал подходящую лужу. Да, хотелось найти что-то, что соответствовало бы настроению. И несколько лет я каждый год весной и осенью смотрел, нет ли чего подходящего в округе.
Для реализации задуманного приходится несколько лет работать над картиной, менять композицию, переделывать, начинать заново. А вот для появления идеи достаточно нескольких секунд. У художника при входе висят колокольчики – для создания музыкального настроения. На полках - глиняные горшки и подсвечник, которые тоже служат источником вдохновения и новых идей. Борис Викторович говорит, что черпает их из поездок, общения, природы, архитектуры, картин, литературы:
- Это как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». На самом деле, пусть это и звучит банально, но когда ты окружаешь себя тем, что вдохновляет, когда ты сам становишься источником вдохновения для других, тебе не нужно ждать чего-то особенного. Ты вдохновляешься буквально ото всего – мир художника складывается из деталей, и из этих мелочей создаются картины.
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ
Пока художник складывает картины обратно на верхние полки, самое время рассмотреть небольшие работы, которые висят на стенах. Большинство из них – дело рук учеников, которые радуют и вдохновляют художника. Вот уже несколько лет Ткачев преподает в первой детской художественной школе.
- Какой вы учитель?
- Прекрасный, - улыбаясь, отвечает Борис Викторович. – Но и ученики у меня замечательные. Мои выпускники сейчас учатся в художественной академии СанктПетербурга, в Москве в Суриковском училище, в художественном училище Глазунова. Есть и те, кто уже сам преподает. Мы с ними переписываемся, встречаемся, обсуждаем еще не законченные работы.
В основном в художественную школу приходят те, кому нравится рисовать и кто хочет в дальнейшем связать свою жизнь с искусством. Поэтому так приятно говорить с юными художниками и делиться с ними своими идеями. Иногда Борис Викторович показывает нынешним ученикам свои новые картины, чтобы они оценили работу с точки зрения композиции, подбора цветов, поделились с преподавателем своим мнением.
- Мы не ставим перед детьми задачу стать художниками, главное – развить их духовный мир, научить видеть красоту, расширить кругозор. Иногда я прихожу на уроки и читаю им стихи, иногда - они мне. Помню, пришел на занятие, говорю: «А прочитайте любимое», и ребята читают свои любимые стихотворения. Вот так гармонично и общаемся. Делимся своими эмоциями не только через живопись, но и через литературу.
Выходить из мастерской все равно что из другого мира, где каждая вещь несет в себе смысл. Когда открываю дверь во внешний мир, наступает вечер. Уже процитированы несколько стихотворений, вспомнились истории из поездок, любимые литературные произведения. А при выходе наружу теперь кажется, что и привычная улица наполнена вдохновляющими деталями.
София СИРОТЕНКО
Фото автора