shnew

Православие и современность: объединение тамбовских иконописцев «Къ Свету» и отделение Иконописи и церковно-прикладного искусства художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова открыли необычную выставку «Заступница усердная рода Христианского». Работы представлены в Тамбовской картинной галерее. В чем ее особенность, разбирался наш корреспондент.

DSC 7314

СВЕТ И ВРЕМЯ

История знает более семисот образов Богородицы. Здесь на выставке их – около трех десятков. Среди них - списки как самых знаменитых икон, так и тех, которые неподготовленная публика видит нечасто. Например, образы «Никопея» (Победоносная), «Не рыдай Мене, Мати» и так далее.

У каждого образа своя удивительная история. Образ Державной Богоматери относительно современный. Икону обнаружили в подвале Вознесенского храма в усадьбе Коломенское 2 (15 марта) 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола. Позже именно этому факту припишут особый смысл.

О том, что в царской резиденции «хранится» некий образ Божьей Матери, настоятелю Вознесенского храма рассказала простая крестьянка Евдокия Андрианова. А поведала она вот что: женщина во сне увидела Богородицу, которая повелела ей пойти в Коломенское, найти там «черную» икону и сделать ее «красной». После долгих поисков в подвале был найден неизвестный образ. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.

Еще одна «редкость» выставки - образ Богородицы «Прибавление ума». На ней Дева Мария облачена в длинный колоколообразный плащ – долматик. Считается, что прототипом иконы послужила статуя Богоматери из города Лорето. А уже позже образ с Запада переместился на Восток. Тамбовские художники внесли свою местечковую деталь. Обычно в нижней части иконы иконописцы изображают некий абстрактный город: на этой иконе он тоже абстрактный, однако в нем можно найти очертания Тамбова.

Долгое время такой вид духовного искусства, как икона, считался консервативным. Впрочем, и сейчас иконописцы придерживаются канонов. Однако это не значит, что художник работает как ксерокс: написать образ, не пропустив его через себя, невозможно.

- Сейчас существует некий ренессанс иконы, - считает директор детской художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова Тамбова Михаил Никольский. – И в мире, и в нашей стране на нее удалось посмотреть по-новому. В некоторой степени это тоже модернизация, оригинальный подход. Икона является антиподом авангарда, тем не менее происходит некая трансформация пространства.

Икона – не просто изображение лиц или событий церковной жизни. Это, прежде всего, богословие на языке линий и красок. Отсюда и символизм в каждом движении и мысли. Даже краски здесь говорят о Боге. Золотым светом, например, в иконе изображается радость, Божественная энергия и благодать. Золото как бы поглощает зло этого мира и побеждает его. Красный – один из самых заметных цветов на иконе. Это цвет любви, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. В то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников.

Написаны иконы по древней традиционной технологии создания иконописного образа – липовые доски, левкасный грунт, яичная темпера, сусальное золото, воск с копаловым лаком.

- Сохранилось практически все, - поясняет Михаил Никольский. – Единственное – сусальное золото раньше обрабатывалось вручную, теперь - на специальном станке. Тем не менее современные технологии все же внедряются. Появились различные оттенки золота. Раньше такого богатства, конечно, не было. Сейчас используются точно сваренные лаки. Если прежде приходилось смешивать их по наитию, то сегодня используются выверенные пропорции.

ИСКУССТВО ВЕРЫ

Большинство работ написаны специально для этой выставки. Она положит начало духовнонравственному проекту тамбовских иконописцев с названием «Заступница усердная рода Христианского».

- Здесь все - Богородица, - говорит руководитель Тамбовской областной картинной галереи Тамара Шестакова. – Есть известные образы – Владимирская, Казанская Божья Матерь. Несколько лет назад открыли Тамбовскую икону Божьей Матери. Долгое время про него не знали. Год от года тамбовские иконописцы знакомят нас с настоящими православными шедеврами. Существует более семисот образов Богородицы, однако широкой публике известно в разы меньше. А ведь за каждым изображением стоит история. Сколько времени еще потребуется, чтобы узнать больше?

DSC 7307

Выставка «Заступница усердная рода Христианского» далеко не первая из представленных объединением тамбовских иконописцев «Къ Свету». К слову, создано оно было только в 2017 году и объединяет на сегодняшний день почти четыре десятка художников. Что любопытно: почти каждый из них совмещает любовь к иконописи с основной работой.

- В объединение входят как люди с художественным образованием – я и себя отношу к таковым, которые через искусство, через икону пришли к Церкви, так и те, кто просто решил попробовать себя в иконописи, - поясняет Михаил Никольский.

Путь иконописца - не из простых. Чтобы приступить к созданию икон, необходим не только особый молитвенный настрой, но и соответствующий образ жизни. Иконопись – долгий и трудоемкий процесс. Некоторым мастерам требуются десятилетия для того, чтобы овладеть этим искусством. Порой создание одной иконы может растянуться на несколько месяцев.

Познакомиться с образами Пресвятой Богородицы тамбовчане смогут до середины февраля. Напомним, что лица старше восемнадцати лет смогут посетить выставку при наличии документов о прохождении вакцинации, перенесенном заболевании или ПЦР-тесте. При себе также стоит иметь документ, подтверждающий личность.

Анна МЕЩЕРСКАЯ. Фото автора