На первый взгляд – обычная статуэтка. На второй – тоже. Меняем угол зрения, и вуаля - привычное трехмерное пространство превращается в плоский мир. Волшебство? Пожалуй, что так. На деле - собственноручная и собственно-выдуманная технология тамбовской мастерицы Татьяны Басараб. Как с помощью иголок, ткани и фантазии создаются миры, у рукодельницы расспросил наш корреспондент.
ИДЕЙ МНОГО, А РУКИ ОДНИ
Эти текстильные статуэтки – ноу-хау Татьяны Басараб. Родились они случайно. Как-то в голову мастерице пришла идея поместить плоскостное тело в 3D-пространство. И вот уже объемный антураж создают миниатюрные женские фигурки, филигранно подчеркивая изящество воплощения. Непременный почерк автора – утонченные шляпки.
Об утраченной моде вздыхают и автор текста, и автор статуэток. Татьяна Басараб тут же подмечает: головных уборов в первоначальной задумке не было, просто остался клочок ткани. Да и лежать бы ему спокойно, дожидаясь лучших времен. Но взгляд рукодельницы, как-то зацепившись за фигурку, вдруг подметил, что в ней чего-то недостает. Может быть, шляпки? Точно - шляпки! Руки сами потянулись к ткани, а небольшой клочочек, видимо, догадавшись о том, что больше ни на что не годен, сам сформировался в головной убор и воссел на миниатюрной тканевой головке.
- Так как родилась идея создать плоские куклы? – пытаю автора.
- А как вообще рождаются идеи? – загадочно улыбается Татьяна. – Если бы я это знала, давно бы получила Нобелевскую премию. Идей в голове много, а руки одни. Приходит мысль, и чтобы ее не потерять, сразу записываю - когда на черновик, когда просто на салфетку. Смотришь на все эти записи и видишь что-то графическое и легкое, словно ожившие рисунки. Так и возникла идея, а сама серия называется «Заметки на полях». Кстати, обратите внимание на лицо. Оно «нарисовано» ниткой. Карандашом я не пользуюсь, а нить ложится в буквальном смысле слова сама.
Лиц в привычном понимании у таких статуэток нет. Есть лишь намек на лицо. И это еще одна художественная задумка автора. Разгадка проста: каждый видит что-то свое.
- Кто-то подружку или коллегу узнает, кто-то саму себя. А вообще, - признается Татьяна, - создать текстильную статуэтку намного тяжелее, чем куклу. Дело в том, что куклы создаются по единому шаблону, меняются только прически и платья. В текстильных статуэтках шаблона просто не существует. Это моя авторская разработка. Ни одну выкройку, ни одно лекало я не брала из Интернета или у другого мастера. Все выстрадано в собственной голове.
Клей мастерица не использует из принципиальных соображений. Говорит, он ненадежен. А вещь должна создаваться на века, поэтому вернее нитки и иголки инструментов нет. Проверено, кстати, временем.
НИТИ ВОЛШЕБСТВА
У каждого мастера своя история. Татьяна Басараб за рукоделие взялась только после выхода на пенсию.
- Вот и ответ на вопрос: есть ли жизнь после пенсии, – улыбаюсь мастерице.
- Я бы спросила: есть ли жизнь до пенсии? После нее точно есть.
Нет, и до наступления серебряного возраста Татьяна Басараб владела иголкой и ниткой. Бабушка еще в детстве учила вязать, да и уроки рукоделия тогда больно нравились, даже прогулов не было. Но работа и творчество тест на совместимость проходят не всегда. Вот и вышло, что однажды, проснувшись утром, уже пенсионерка Басараб решила - пора творить. Взяла в руки ткань, ножницы, иголку с ниткой… Так родилось чудо. Первое, рукотворное.
- У меня нет художественного образования, я не смотрела мастер-классы и не могу сказать, сожалею об этом или нет. Наверное, если бы училась у других мастеров, это наложило бы отпечаток на сознание. Поскольку я училась на своих ошибках, каждая кукла – авторское решение. Это стало для меня настоящей отдушиной. Настолько интересным оказался мир кукол! Для меня они – удивительная субстанция. Я не могу считать их ни одушевленным, ни неодушевленным предметом. Каждая кукла имеет определенную энергетику, - рассказывает мастер.
Поначалу возникали отдельные фигуры, затем – целые мизансцены. Чтобы создать, например, текстильную куклу Маркизу, мастеру пришлось проштудировать кипу литературы по истории костюма эпохи Людовика XIV.
А вот музыкальное воплощение «Шик, блеск, красота», названное по строчке из знаменитого «Цирка» Григория Александрова. Здесь и сочетание стилей, и целая палитра житейской мудрости, и цвета подобраны с подтекстом. Шик всегда в золотом, Блеск – в серебре, ну а Красота – леди в красном. Да и как по-другому? Красный на Руси всегда ассоциировался с красотой.
- Куклы многому учат, – уверена мастерица. - Бывает, не знаешь чего-то - сразу берешься за учебники или открываешь Интернет. Так повышается самообразование. Вот, например, мизансцена «Наши ценности», где отражена психология цвета в женском образе. А это, познакомьтесь, Звездный Пад. Наполовину шут, наполовину джентльмен. У него даже фрак бутафорский, как и многое в нашей жизни. Сегодня он высокопоставленный чиновник, завтра его имя никто не вспомнит. Если так, то где грань между шляпой джентльмена и колпаком шута? Что тогда важно? А важно всегда и во всем оставаться человеком.
В кукольном мире все настоящее. Вот шляпка для похода на бал, вот тележка, чтобы собрать урожай, или футбольный мяч для игры. Антураж, признается мастер, дело первостепенное. Эмоции же рождаются от общей картины. Здесь есть над чем посмеяться и над чем задуматься.
Есть и особенные экспонаты. Например, вот этот Горбун. Персонаж-загадка. Татьяна Басараб назвала его лаконично - «Знакомый незнакомец».
- Была в советской фильмографии кинолента «Город мастеров» по сценарию Тамары Габбе. Это сказка о двух горбунах, добром и злом. Когда добрый горбун, жертвуя собой, спасает город, его горб исчезает, и оттуда появляются крылья. Это очень символичная история. Для меня эта кукла – олицетворение всей нашей жизни. Мы сами себе «зарабатываем» горб. Что мы создали, то и несем: горб ли это или крылья – зависит только от нас. Да и горб ведь может олицетворять многое: хранилище тайных мыслей и помыслов, скелеты в шкафу или наши мечты. Все это мы творим собственноручно, и в содержимом собственного горба не нужно никого винить.
ЧТО СКРЫВАЕТ МАСКА
Венецианские маски – тоже история о куклах. Поначалу, миниатюрные и символичные, они появляются в отдельных мизансценах большого игрушечного мира. Со временем Татьяна Басараб перенесла их в мир большого человека.
- Их сложно создавать? – интересуюсь у мастера.
- Очень сложно, - отзывается создатель. – В Сети есть мастер-классы, которые якобы учат создавать венецианские маски за четыре-пять дней. Но на практике на создание одной маски уходит от двух недель до месяца. Используется два вида бумаги и ткань. Треть маски – это как раз тканевые слои, остальное – бумага. Поэтому так важен процесс просушки. Создали два-три слоя – сушим сутки, и так - пока маска не будет готова.
Карнавальные маски уравнивают всех. Кто скрывается за ними – не угадать. Эти маски, возможно, не раскрывают загадок, но точно создают их. Чтобы разгадать тайное, нужно немного подумать.
- В 2023 году исполнится 345 лет со дня рождения Антонио Вивальди. Серия венецианских масок посвящена ему и его произведениям. В каждой маске есть некий элемент, переносящий в музыку «Времен года». Вот, к примеру, снежинка из нотного листа как символ «Зимы», вот порхающая бабочка как напоминание о вечном «Лете».
Отдельная серия посвящена Тамбову и, конечно, одному из самых знаменитых его символов – Тамбовскому волку.
- Я просто не смогла пройти мимо него, - признается Татьяна Басараб. – Существует множество легенд относительно возникновения фразы «Тамбовский волк тебе товарищ». Одни исследователи полагают, что некогда на наши земли ссылали преступников, которых в народе прозвали «волками». Есть версия о том, что в дохристианский период на Тамбовской земле жили племена, поклоняющиеся волкам. Тем не менее в основу нескольких масок легла мифология и образы волка.
Свои творения Татьяна Басараб уже не раз демонстрировала широкой публике. Куклы ручной работы выставлялись и в Пушкинской библиотеке, и в краеведческом музее. На очереди – венецианские маски. Не все загадки пока разгаданы, а значит, увидеть главное тамбовскому зрителю еще предстоит.
Анна МЕЩЕРСКАЯ. Фото автора