После просмотра спектакля они выходили из раздевалки молча и шли в ту жизнь, что есть была и осталась за рамками того спектакля, которые показали тамбовским школьникам и студентам актеры Молодежного театра. Шли и думали. Думали и шли в жизнь, где все так сложно и просто, весело и трагично.
Такая вот сложная премьера состоялась 14 и 15 марта в Тамбовском Молодежном театре, уже вставшем в полный профессиональный рост. Сыграно всего лишь за год 80 спектаклей. Но этот стоит в особой шеренге.
Выбор пьесы
Режиссеру спектакля Виктору Федорову я задал вопрос: почему театр выбрал именно инсценировку по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг», написанной еще в 1979 году. Вот что он ответил:
- Сейчас перед театрами, особенно молодежными, стоит проблема выбора репертуара. Мы постарались подойти к ней неформально, найти вещь, которая бы заинтересовала сегодняшних молодых людей. И, как ни странно, обратили внимание на повесть Сергиенко. На нее было сделано несколько инсценировок различными авторами, в том числе и самим Сергиенко. Отвергли эти варианты из-за того, что они плохо легли бы на сегодняшний день. И вот обнаружили инсценировку, которую написала шестнадцатилетняя Вера Копылова, тогда еще школьница, а теперь сотрудница известной столичной газеты «Московский комсомолец».
Думаю, а теперь уже убедился и по спектаклю, что выбор оказался точным. Ну, а тема молодежи – так она непроходящая. Пройдут века и годы, а проблемы так и останутся, со ссылками на временной фактор, а в основе своей – одни и те же. Через взросление, становление характера проходят все. А вот именно это угадано в повести. Вера же Копылова для инсценировки избрала жесткий молодежный язык. И это нам всем - и режиссеру и актерам - понравилось. Мы разыскали ее, попросили разрешения на использование материала. И сегодняшняя премьера – результат длительного и тщательного отбора.
В новом спектакле Молодежного театра рассказывается о судьбе стаи бродячих собак, живущих на московской окраине. Яркие и запоминающиеся «очеловеченные» персонажи — благородный Гордый, авторитарный лидер стаи Чёрный, несчастная Бывшая Такса, опустившийся интеллигент Головастый и другие — являются участниками своеобразной притчи. Но, как и говорится в подзаголовке спектакля «Овраг-The end!» (неоконченный концерт для тебя и меня), проще – продолжение следует и в тебе сегодняшнем, и тех, кто подрастает; главное – верить в завтрашний день, в ту сказку, которая все равно придет и сбудется. Ведь недаром в программке спектакля особые слова благодарности группе «Обе-рек» за песню «Сказки», ставшую лейтмотивом всего сценического действа. И пусть сегодня проблемы - завтра будет прекрасным. Того хочет молодость.
По словам известного режиссера Марка Розовского, этот спектакль — лучшее произведение ушедшего писателя. Во всяком случае, самое пронзительное и проникновенное, написанное, что называется, «на разрыв аорты». Конечно, речь в пьесе идет не только об участи бродячих собак, такой плачевной и ужасной, в закоулках и на неприметных обочинах наших городов. В этих несчастных животных так много человеческого, здесь столько впечатляющих характеров при тонком изяществе нерадостных диалогов — перед нами социальная драма, вечная и особенно острая в немилосердные времена в безжалостном обществе.
На одном языке
Язык автора инсценировки Веры Копыловой необычен. Нет, он не похож на площадную брань, он краток и меток в смысле сравнений и нынешнего сленга. И разговаривают на этом языке участники спектакля на любые темы: от претензий японцев на наши Курильские острова до лирической серебряной дорожки.
Не стоит также забывать, что жанр нашего сегодняшнего спектакля близок к мюзиклу: режиссером используется музыка из репертуара рок-групп "Сплин", "Lumen", "Чайф", "ДДТ", "Animal Джаz", "Sun Say" и других. И этот бешеный ритм, чуткий, как учащенные удары сердца, близок и понятен нынешнему поколению, тем, кому сегодня от пятнадцати до двадцати пяти лет.
Впервые за многие годы на этой премьере я почувствовал, что актеры и зал – одно целое. Они на одном языке разговаривают, поют, общаются. И неудивительно, что зал так воспринял спектакль о себе сегодняшнем, о дне завтрашнем. А главное, молодые актеры заставили своих ровесников понимать и сопереживать их игре. И уже не было сцены, не было зала: все понимали и оценивали друг друга.
Режиссер Виктор Федоров – человек, тонко понимающий театральный материал. И если с решением подбора пьесы, музыкальным оформлением, понятно, особых затруднений не было, то оформление спектакля, как мне кажется, заставило поработать всех: и режиссера, и художника Александру Бубенцову, так и мастера сценографии Дмитрия Вербова. Скупые средства художественного выражения лишь поспособствовали созданию краткого и жесткого образа спектакля. Вместо декораций были использованы пустые реквизитные ящики, по ходу пьесы трансформирующиеся то в улицу, то в подземный переход, то в дискотеку. Эдакий бомжовый оттенок, только украшающий спектакль.
Поражает и световое решение. Без современной светоаппаратуры, без театральных лазеров, скупыми лучами одиночного прожектора художники создают то грубую, как война, тревожную обстановку, то ярким прожектором, создающим световой купол сверху вниз, подчеркивают лиричность той или иной сцены.
Как же это все-таки по-русски: из ничего создать конфетку. Представляете, а если бы у постановщиков была современная аппаратура? Но к этому мы еще вернемся.
Об игре актеров
Я видел несколько спектаклей театра. И скажу, творческий задор, так называемый артистический кураж, присущ всему коллективу. Взять хотя бы актрису И. Жилину, играющую бывшую цирковую собачку Жу-Жу. У персонажа пьесы нет ни одного слова в роли. Она – немая. И, тем не менее, ее язык пластики так выразителен, что понимаешь ее поступки и дела, сопереживаешь ее страданиям.
Хорош и японский терьер Ямомото в исполнении С. Демидова. Пожалуй, только для этой роли и был пошит костюм: вариант японского кимоно. Но дело даже не в том, что костюм отличает этого персонажа от других, одетых в современные ветровки и майки. Актер стремителен в движениях и словах, резок, как выпады в дзюдо. Но он добр в душе, верен в своих поступках.
Как зрителя меня поразила сцена, где двое артистов - Бывшая Такса (В. Васильева) и Головастый (Д. Елтунов) - ведут лирический диалог. Сцена по времени довольно долгая, ну там, выяснение отношений, пустые и не очень обещания, но молодые актеры сумели так сыграть, что зритель видит только этих двоих, сопереживает им. А ведь именно так держать, как говорят актеры, сценическую площадку могут только либо очень талантливые, либо очень опытные мастера сцены. Не будем забывать, что нашим героям всего-то чуть за двадцать, всего год назад они были студентами театрального вуза. Вот так и растут мастера.
Право, стоит отметить игру В. Шолохова, П. Шишлянникова, Д. Герасимовой, А. Демидова, М.Фитисовой, Е. Нуруллаева. От-личная их игра, как я уже отмечал, только поспособствовала созданию актерского ансамбля. Здесь пока еще нет заслуженных и народных премьеров, нет зависти, так распространенной в актерской среде. Есть диалог равных профессиональных актеров. И это еще один из резервов успеха, как в нынешней, так и в дальнейших постановках.
Нужен ли городу молодежный театр?
Да, естественно, нужен, нужен как воздух. Именно театр, во-первых, как сценический комплекс, где имеются большая сцена с современным техническим, радио- и световым оборудованием, во-вторых, театр как помещение, где есть прекрасные фойе, где стоят мягкие диваны, на стенах – фотовыставка, при мягком свете звучит легкая музыка, есть буфет. Словом, все, что хочет молодежь.
Поверьте, это тоже немаловажно. Сегодня на спектакль сходят двое, расскажут своим друзьям, завтра их будет уже четверо, и так далее. И станет театр родным местом для молодежи. И уйдут они из подворотен и оврагов туда, где им есть что посмотреть, послушать. Собственно, это и есть потаенная мечта режиссера Молодежного театра, а по совместительству заведующего отделом культуры администрации Тамбова, или наоборот, Виктора Федорова.
Льщу себя надеждой, что скоро напишу материал об открытии здания театра в бывшем кинотеатре «Спутник». Говорят, даже и проект уже утвердили. А тянуть времени уже нет, ведь молодые люди растут, и вот уйдут ли они в большую жизнь добрыми и умными людьми, воспитанными в своем театре, или озлобленными и равнодушными, зависит, в том числе, и от коллектива Молодежного театра.
И хорошо, что после сегодняшнего спектакля молодые зрители уходили домой молча: они думали и о спектакле, и себе, и о своих близких. А это уже немало.
Что ж, ждем новых премьер!
Валерий ЗАХАРОВ