"Наш город Тамбов" №72 от 26.09.2017

 

Всеволод Шиловский пообщался с тамбовскими зрителями

 

В преддверии нового театрального сезона в Тамбовском молодежном театре состоялась встреча Народного артиста РСФСР, режиссера, профессора, члена Союза театральных деятелей, члена Союза кинематографистов Всеволода Шиловского с тамбовскими зрителями. В ходе встречи Шиловский упомянул о том, что на Тамбовщине он не впервые, а история и культура нашего края представляют для него особую ценность. С нашей областью Всеволод Николаевич знаком давно – он исполнял роль отца Еремея в фильме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», который снимали в Бондарском районе.

- Тамбовская земля – многострадальная. Тамбовщина – это цитадель культуры, политая кровью. И это культура не внешняя, а внутренняя. Когда я пришел в Тамбовский молодежный театр, я был восхищен – какое красивое здание, какой прекрасный зал! А тамбовская публика - глубоко культурная и понимающая. Я счастлив за ребят своей мастерской, которые будут играть спектакль в этом театре, - сказал Шиловский.

Сам Всеволод Николаевич на сегодняшний день исполнил около ста пятидесяти ролей. Он говорит о том, что не может постоянно быть самим собой – ему становится скучно, и появляется желание перевоплощаться. Каждую свою роль он не играет, но проживает. По словам Народного артиста, для такой работы актер всегда должен быть в форме. Поэтому и актерам своей мастерской потерю формы Шиловский не прощает. Он и ее держит и активно работает, несмотря на то, что в следующем году ему исполнится восемьдесят лет.

 

Былые времена

 

В ходе встречи со зрителями мастер поделился увлекательными и курьезными историями из жизни театра и кино. Большинство гостей были актерами ТМТ и студентами актерского отделения института культуры и искусств ТГУ имени Державина. Народный артист сразу проникся доверием к пришедшим и сказал, что в профессии актера трудно только первые тридцать лет – потом становится еще труднее:

- Сначала ты зарабатываешь себе имя, а потом надо это имя оправдывать. И всегда нужно быть в напряжении, потому что если зрителю не понравилось то, что ты делаешь, неважно, какие у тебя прежние заслуги и регалии – это уже вообще не имеет значения.

Более тридцати лет жизни Шиловский отдал Московскому художественному театру. Его взяли туда в качестве артиста и почти сразу сделали ассистентом в школе-студии МХАТ. Он ставил спектакли с самыми известными актерами мира. До сорока двух лет он не снимался, а после решил отважиться на съемки в кино. Талант актера заключается в умении перевоплощаться. Шиловский играл многих известных людей - Россини, Наполеона, Горбачева. Это были исторические личности, которыми нужно было не притвориться – ими нужно было на время стать.

- Одна из интересных ролей была в фильме о президенте Азербайджана Гейдаре Алиеве. Мне досталась роль Горбачева. Собралась мощная команда в Баку, но режиссер Вагиф Мустафаев был опечален финансовым вопросом. И я тогда встретился с президентом Азербайджана. Он болел, но увидеться со мной согласился. Я пришел не один, а с актерами, и уже в гриме. Когда он нас увидел, то сказал: «Так не бывает!» - вспоминает Всеволод Шиловский.

Гейдар Алиев любил артистов и вместо запланированной получасовой беседы пообщался с актерами два с половиной часа. Такое уж впечатление произвели на него загримированные актеры – гример имел премию «Оскар» за свою работу. Шутка ли, увидеть «живого» Горбачева. Об этом событии сразу же узнали журналисты, и встреча мелькала на всех государственных телеканалах. На следующий день Вагифу Мустафаеву поступило много предложений о материальной помощи.

Когда Всеволод Шиловский был молод, в театре ему дали роль хозяина ночлежки Костылева в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». По сюжету Костылеву больше семидесяти лет, у него молодая жена, а у нее есть любовник Васька Пепел. У Костылева должны были трястись руки.

- Можете себе представить, как это – войти в шкуру этого человека? Грима не было видно с расстояния полутора метров. Это была лукообразная черепушка с редкими волосиками, промазанными лампадным маслом. Были старческая челюсть и стоптанные сапожки. Прибить бы такого человека - и не жалко. А я был молод, и зрители просто не верили, что это я, - рассказывает Шиловский.

 

Русские не умирают

 

Еще один спектакль, повидавший виды, – «Ревизор». В 1968 году его возили в Японию, и роль Хлестакова в нем исполнял Вячеслав Неглинный. Вместе с Шиловским они гуляли по району Гиндза – это культурный центр в одном из районов Токио.

- Мы шли и были ослеплены светом. Москва тогда была темной, а в Японии уже было много рекламы, и вся она светилась. Мы мало надписей понимали – все по-японски. Но попалась нам вывеска на английском. Это был бар «Океан», и там наливали виски. А Слава всех этих очаровательных японок-официанток называл «дочками». И вот мы зашли в бар. Он попросил налить. Говорил он по-русски. Японка налила нам на донышке. Он сказал шутя: «Дочка, ты что, краев не видишь?». Она налила полный, и он выпил, - рассказал Всеволод Шиловский.

По словам Народного артиста, на японцев, которые сидели в баре, и на саму официантку это зрелище произвело неизгладимое впечатление - по мнению японцев, полный стопятидесятиграммовый стакан - это уже смертельная доза алкоголя. А Шиловский с другом не умерли. И попросили еще. И снова выпили.

- И уже весь бар пришел смотреть, как русские пьют и не умирают! У них даже глаза сделались европейскими. А потом подошли остальные актеры и повергли японцев в еще больший шок. Нам даже скидку сделали в баре на все выпитое,- вспоминает Всеволод Шиловский.

 

Смеха ради

 

Для тамбовчан актеры мастерской Всеволода Шиловского приготовили спектакль «Чемоданчик». Всеволод Николаевич говорит, что к актерам он строг и требователен. Свою работу они показали зрителям на сцене ТМТ вечером 21 сентября.

Действие спектакля развивается в недалеком будущем. Обычная семья живет спокойной, размеренной жизнью в маленькой квартирке на окраине Москвы. В один прекрасный миг происходит разлом жизни каждого члена этой семьи, и это ставит под угрозу существование всего мира.

Все герои спектакля комичны по-своему. Главный смысл всего действия – все мы не без пороков, но все – живые люди. Впрочем, эта тема красной нитью проходит через всю историю творчества Всеволода Шиловского и его учеников.

 

Юлия ДУДОВА