shnew

МУЗЫКА СВЯЗАЛА

Елизавета Родионова – многогранная личность, трудоспособности и упорству которой можно только удивляться. Она отлично учится в гимназии, занимается спортивной аэробикой, поет. А в нынешнем году с отличием окончила художественную школу. Еще Лиза заняла третье место на региональном этапе конкурса проектов «Большие вызовы» и в скором времени приступит к реализации своего проекта. А на ХX Дельфийских играх она покорила жюри игрой на славянской свирели.

С Борисом Ткачевым встречаемся в мастерской. Хозяин гостеприимно усаживает за стол. Сначала - стандартные вопросы: где жили, как работали, когда учились.

- Родился в селе Знаменка Тамбовской области. С пятого класса стал рисовать, в шестом попросил отца, чтобы отвел меня в художественную школу. Проучился шесть лет, поступил в Пензенское художественное училище. Собственно, все, - отвечает художник, не вдаваясь в детали.

На самом деле сразу просто невозможно вспомнить все награды и личные достижения Бориса Ткачева. Член Союза художников России, лауреат премии Тамбовской области имени Александра Герасимова, участник всероссийских, областных, персональных, коллективных выставок. Лучшие его произведения находятся в собрании Тамбовской областной картинной галереи, в фондах Министерства культуры, в музее Франции и в частных коллекциях в России и за рубежом. Но обо всем этом Борис Викторович рассказывает не сразу, лишь в процессе разговора что-то вспоминает, дополняя беседу деталями.

- В восьмом классе я прочитал роман Бальзака «Папаша Горио» и захотел стать великим, как главный герой Растиньяк – бедный студент, давший клятву преуспеть в жизни любой ценой. Сейчас не считаю, что это главная цель. Главное – творить, реализовывать свои идеи и помогать ученикам, чтобы им также нравилось искусство, - говорит наш герой.

По словам Бориса Ткачева, раньше ему нравилось писать пейзажи, они занимали большую часть его коллекции. С каждого нового места – обязательно по этюду с природой. Но сейчас творец отдает предпочтения портретам – стало интересно показывать эмоции людей, их внутреннюю силу, подмечать детали внешности и характера. Но сейчас, признается художник, у него меньше работ, чем было раньше.

- Что-то продал, что-то закрасил, что-то отдал в музей, что-то выбросил.

- Выбросили?

- Да.

- Да как же это возможно?

- Легко. У меня, как видите, тут и так места не хватает. Некоторые работы банально не получаются, и приходится начинать заново. К тому же когда режешь холст, это дает стимул для новых работ. Значит, я еще совершенствуюсь как художник. Но вообще я так говорю: когда умру, надо собрать все мои картины, вынести к мусорке и поджечь.

- Может, все же оставить?

- Зачем? – спокойно спрашивает Борис Викторович в ответ. – Как Высоцкий пел: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним». Вот и у меня сохранились работы, которые не для кого-то, а чтобы отчитаться. Чтобы потом показать, что не зря прожил и не зря работал. А все материальное – это так, проходящее.

ВДОХНОВЕНИЕ ПОВСЮДУ

За окном темнеет от надвигающего дождя, а в мастерской Бориса Ткачева светло и пахнет кофе. Разговариваем легко и спокойно, как два хороших друга.

- На прошлой неделе выписался из больницы. Лежал девять дней. Скучно. Все книги, которые взял с собой, прочитал, а выходить нельзя. Вот и лежишь, грустишь, что время уходит. А сколько всего мог бы сделать…

Немного погодя художник показывает начатую на днях картину с изображенной на ней медсестрой.

- Вдохновение повсюду. Оно окружает человека. И в больнице – ну что там можно делать, чем заняться? А вот пришла очередная идея, появился новый образ, который по выходе из больницы сразу решил реализовать.

По словам художника, картина только начата, предстоит еще долгая работа по прорисовке деталей. Но человеку, едва знакомому с живописью, покажется, что это чуть ли не законченное полотно.

В этот момент вспоминается еще один непонятный для нехудожников момент – почему, чтобы завершить одну картину, может потребоваться несколько лет? Борис Ткачев объясняет - дело в поиске деталей и вдохновения:

- Это не просто «нет вдохновения – не рисую», такого художник в принципе не может сказать. Он пишет всегда, но для картины может потребоваться определенное настроение. Одно из своих любимых полотен я писал семь лет, одна из причин – искал подходящую лужу. Да, хотелось найти что-то, что соответствовало бы настроению. И несколько лет я каждый год весной и осенью смотрел, нет ли чего подходящего в округе.

Для реализации задуманного приходится несколько лет работать над картиной, менять композицию, переделывать, начинать заново. А вот для появления идеи достаточно нескольких секунд. У художника при входе висят колокольчики – для создания музыкального настроения. На полках - глиняные горшки и подсвечник, которые тоже служат источником вдохновения и новых идей. Борис Викторович говорит, что черпает их из поездок, общения, природы, архитектуры, картин, литературы:

- Это как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». На самом деле, пусть это и звучит банально, но когда ты окружаешь себя тем, что вдохновляет, когда ты сам становишься источником вдохновения для других, тебе не нужно ждать чего-то особенного. Ты вдохновляешься буквально ото всего – мир художника складывается из деталей, и из этих мелочей создаются картины.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Пока художник складывает картины обратно на верхние полки, самое время рассмотреть небольшие работы, которые висят на стенах. Большинство из них – дело рук учеников, которые радуют и вдохновляют художника. Вот уже несколько лет Ткачев преподает в первой детской художественной школе.

- Какой вы учитель?

- Прекрасный, - улыбаясь, отвечает Борис Викторович. – Но и ученики у меня замечательные. Мои выпускники сейчас учатся в художественной академии СанктПетербурга, в Москве в Суриковском училище, в художественном училище Глазунова. Есть и те, кто уже сам преподает. Мы с ними переписываемся, встречаемся, обсуждаем еще не законченные работы.

В основном в художественную школу приходят те, кому нравится рисовать и кто хочет в дальнейшем связать свою жизнь с искусством. Поэтому так приятно говорить с юными художниками и делиться с ними своими идеями. Иногда Борис Викторович показывает нынешним ученикам свои новые картины, чтобы они оценили работу с точки зрения композиции, подбора цветов, поделились с преподавателем своим мнением.

- Мы не ставим перед детьми задачу стать художниками, главное – развить их духовный мир, научить видеть красоту, расширить кругозор. Иногда я прихожу на уроки и читаю им стихи, иногда - они мне. Помню, пришел на занятие, говорю: «А прочитайте любимое», и ребята читают свои любимые стихотворения. Вот так гармонично и общаемся. Делимся своими эмоциями не только через живопись, но и через литературу.


Выходить из мастерской все равно что из другого мира, где каждая вещь несет в себе смысл. Когда открываю дверь во внешний мир, наступает вечер. Уже процитированы несколько стихотворений, вспомнились истории из поездок, любимые литературные произведения. А при выходе наружу теперь кажется, что и привычная улица наполнена вдохновляющими деталями.

София СИРОТЕНКО

Фото автора

Береста издавна служила материалом для изготовления вещей, необходимых в домашнем обиходе. В наше время ее активно применяют в качестве сырья для различных сувениров, поделок, элементов декора помещения, а также для предметов быта. Кто владеет этим ремеслом и как обучает ему молодое поколение? Об этом - в нашем сегодняшнем материале.

У здания Молодежного театра открылась летняя площадка

ТМТ2

В рамках празднования 385-летия Тамбова, Дня России и целого ряда мероприятий Тамбовский молодежный театр решил порадовать жителей города открытием летней площадки. 13 июня рядом со зданием театра разместилась игровая площадка для детей, на которой можно было собрать замок, поиграть с ростовыми куклами, надуть большие мыльные пузыри и заняться еще много чем. Наибольший интерес у детей вызвали опыты с водой и сухим льдом – вместе с таинственным ученым они узнали много нового и повеселились от души.

По завершении мероприятия всех зрителей артисты пригласили на бесплатный просмотр спектакля «Бременские музыканты».

- Больше года нам приходилось держаться от зрителей на расстоянии из-за ограничительных мер, и сегодня мы решили немного это исправить. В первую очередь, здесь, конечно, интересно детям – игры и разные другие подвижные занятия подготовлены для них. Но мы уверены, что и взрослым здесь понравится – они смогут отдохнуть рядом и, возможно, узнать что-то новое, - рассказывает директор Тамбовского молодежного театра Валерий Беляев.

Также он поделился информацией о том, что в будущем планируется превратить территорию у здания театра в большое культурное пространство, где жители смогут отдыхать и посещать творческие вечера.

София СИРОТЕНКО

Что чаще всего запоминается из внеурочной школьной жизни? Конечно, экскурсии. Только самая необычная и увлекательная оставит впечатления о себе на всю жизнь. Именно такими постарались сделать разработчики экскурсии в рамках проекта «Тамбовщина глазами детей». Их основная цель – познакомить молодое поколение с малой родиной.

В музее 1

Как замечает президент Ассоциации развития туризма Тамбовской области Галина Гриднева, проект «Тамбовщина глазами детей» назревал давно:

- Все, что предлагалось до 2019 года в части туров для школьников в нашей области, выглядело на уровне самодеятельности. Люди, которые отвечали за организацию досуга детей, имели скромные представления о том, куда можно съездить, что посмотреть. Мы решили пойти по пути крупных туристических регионов и сделать свой проект, чтобы в единой системе собрать все однодневные экскурсионные программы для школьных групп.

Реализация идеи шла в содружестве с «Бюро путешествий и экскурсий Джинтур». В 2019 году, презентовав проект в администрации Тамбова, разработчики получили поддержку комитета образования и комитета культуры. Перечень экскурсий, вошедших в проект, был сформирован на основе анкетирования, в котором были задействованы педагоги школ области. На каждую экскурсию разработана своя программа.

- Каждый учитель, выезжая с детьми по тому или иному маршруту, знает, насколько рассчитана программа, посещение каких объектов в нее входит, какой объем информации получит ребенок. Все есть в открытом доступе в Сети, плюс для участников проекта создается единая контактная группа, - поясняет Галина Гриднева.

К сожалению, в прошлом году из-за известных всем событий реализовать проект в полной мере не получилось. В наступившем году разработчики заявили проект на Всероссийский конкурс «Маршруты России» и одержали безоговорочную победу.

- Наш проект был действительно конкурентоспособным. Он цельный, сложный, в него входит двенадцать экскурсий. Это значит, что по каждой нужно сделать базу, вычленить всю туристическую программу, провести анализ. И это не простые прогулки по городу, походы в музей, где дети должны слушать увлекательные монологи экскурсоводов. В первый раз ребенок может послушать, а в следующий ему уже не будет интересно. Нужен интерактив, нужны квесты. А еще - соучастие детей. Если мы едем, к примеру, на кондитерскую фабрику, то не только знакомим ребят с историей шоколада, но и даем возможность поучаствовать в технологическом процессе, например, расписать вафли, в кукольном театре – взять в руки куклу и представить, что ты актер. В конце каждой экскурсии дети получают сувениры на память, - рассказывает Галина Гриднева.

Что еще немаловажно, туроператор, а это единственная сертифицированная в Ростуризме организация, обеспечивает своих путешественников всей необходимой документацией. Школьные педагоги знают, какой пакет документов надо приготовить, чтобы вывезти ребенка на экскурсию даже внутри своего региона, сколько на это уходит времени. Здесь оно явно экономится.

- Однодневные экскурсии для школьников, которые нами разработаны, не случайно поддержаны администрацией города Тамбова, комитетом образования. Каждая такая поездка в сопровождении экскурсоводов-профессионалов помогает ребенку узнать свой край, закрепить школьные знания. Почему-то есть такая тенденция, когда педагоги вместе с родителями принимают решение вывозить детей в другие города и регионы. Но начинать-то надо с малой родины, с того места, где ты родился, а потом уже открывать для себя другие горизонты, - считает Галина Гриднева.

Кстати, проект «Тамбовщина глазами детей» оценили туроператоры из соседней Пензы. Регионы даже соглашение о сотрудничестве по развитию детского туризма подписали. Надеемся, туристический взаимообмен будет полезен всем сторонам. А пока – на дворе лето. Самое время путешествовать по Тамбовщине.

Елена НАСОНОВА. Фото предоставлено Ассоциацией развития туризма Тамбовской области