000

"Наш город Тамбов" №61 от 18.08.2020

 

Чем хороша работа вне школы.

Тамбовским школьникам, как и вообще всем россиянам, в нынешнем году пришлось нелегко – судьба разразилась несколькими непредвиденными жизненными экзаменами. Однако, несмотря на столь неожиданный «сюжетный поворот», жизнь продолжается, равно как и процесс подрастания и взросления молодого поколения. Дети, несмотря ни на что, вливаются в новые коллективы, учатся полноценному межличностному диалогу, учатся учиться, чтобы позднее самим продолжить род, начать самовыражаться и приносить пользу обществу. Пожалуй, последнее, как ничто иное, в наш век становится по-настоящему массовым явлением. И во многом его характеризует воспитание любви к труду, ответственности за свои действия.

 

Внести свою лепту

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» среди многих своих занятий находит место и время для проведения бригадных работ, которыми подростки занимаются летом. Вот уже двадцать лет сотрудники Центра приглашают к себе юных желающих поработать. За эти годы свой первый трудовой стаж здесь получили около трех тысяч человек. Директор Центра Татьяна Бочарова так рассказывает о структуре этого своеобразного «стахановского движения»:

- Мы являемся работодателями для подростков в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет в июне-июле. В основном наши работники – воспитанники подростковых клубов по месту жительства. Ребят принимаем в соответствии с Трудовым кодексом, обязательно заключаем срочный трудовой договор, где прописаны их права, обязанности, а также система оплаты, указаны сроки работы. Чаще всего они выполняются в тех же клубах. Это может быть благоустройство территории или помещений, мелкий косметический ремонт, несложный ремонт мебели. Также ребята участвуют во всех мероприятиях Центра внешкольной работы. Сейчас, к сожалению, они перенесены в онлайн-формат, но мы надеемся, что ребята все равно примут в них активное участие, в сообществе, которое мы создали ВКонтакте - «домаинтереснотмб».

Подсобный работник – вот роль, которую может взять на себя любой подросток подходящего возраста, только вступающий на путь созидательной деятельности. Причем несколько лет назад средний рабочий день такого работника в Центре равнялся двум часам, теперь же это полтора часа. Ранее можно было работать пятнадцать дней в первые два летних месяца, теперь же пришлось менять планы и переносить все на август. А что же стало с общением педагогов и их воспитанников? Удается ли сохранять в целости и сохранности взаимопонимание и хорошие отношения?

- Когда ввели режим самоизоляции, возникла идея перевести в новое качество и информирование ребят, и их контакты с нами, - рассказывает Татьяна Бочарова. - При этом, поскольку мы все-таки являемся учреждением дополнительного образования, педагоги не прекращали общения с детьми при помощи мессенджеров, посредством электронной почты. Теперь ребята выполняют задания дома и при этом могут получать помощь от своих руководителей. Точно так же беседовали с ребятами, пожелавшими трудоустроиться в августе, – на другие месяцы по понятным причинам ничего назначить не получилось.

Можно сказать, непростое время само определило дальнейшие логичные шаги образовательной организации. И здесь без наращивания темпов компьютеризации и цифровизации не обошлось. Потребовались большая мобильность, упрощенное планирование, поиск креативных решений проблемы. Подобные преобразования были непривычными, но совершенно необходимыми.

- Постепенно со всеми новшествами становится легче справляться. В сегодняшних реалиях мы выполнили все требования и соблюли все рекомендации Роспотребнадзора - ребята по времени разобщены (то есть не более двух-трех человек одновременно будут выполнять какое-нибудь поручение), основная работа по погодным условиям будет вестись на свежем воздухе. Само собой, все обеспечены средствами индивидуальной защиты, дезинфицирующими средствами, составлен специальный график посещения клубов.

 

Чем богаты, тем и рады

 

Помимо трудоустройства, Центр внешкольной работы может много чем порадовать детей с самыми разными интересами. Мне демонстрируют актуальный «Клубный навигатор» - программу деятельности организации. Здесь есть несколько больших условных разделов: память русской воинской славы, патриотическое воспитание, подвижные дворовые игры, спорт физический и интеллектуальный (шашки, шахматы), история Тамбовщины, изучение книг, творческие мастерские, экскурсионная деятельность, волонтерство и экология, праздничная традиция. Символы-эмблемы всех занятий выполнены очень ярко и красочно.

Над планом – большой нарисованный аккумулятор, разделенный на отсеки с пометками для 2018, 2019 и 2020 годов. Каждый отсек заштрихован детской рукой – и вновь яркими цветами, для того, чтобы показать, насколько приятным, продуктивным и радостным оказалось времяпрепровождение в стенах подростковых клубов по месту жительства. Когда я залюбовался этой своеобразной афишей чувств, Татьяна Анатольевна заметила:

- Мы прилагаем все усилия для того, чтобы обеспечить комфортный и качественный досуг ребят. И обязательно постараемся, чтобы они с пользой провели оставшееся свободное время. Все мероприятия и задания, о которых говорится в ВК-группе, будем предлагать и участникам трудовых бригад. Проведем традиционный праздник первой зарплаты, запустим челлендж «Труд успехом завершен» - об этом мы уже объявили педагогам, и я думаю, что скоро дождемся ответных фото трудовых будней от ребят. А по итогам будут определены самые активные среди подростков, им мы вручим Благодарности и приятные сюрпризы от руководства Центра, от комитета по молодежной и социальной политике, физической культуре и спорту администрации города.

Мне выпала честь первым из посторонних взглянуть на эти самые Благодарственные письма и подарки. Из-за того, что меня попросили пока попридержать сведения о них в секрете ради сюрприза, рассказать о них не могу.

 

Вырастим цветы жизни

 

Напоследок прошу Татьяну Анатольевну поделиться собственными мыслями насчет первой работы в жизни подростка, воздействия труда на формирование личности и дальнейшей судьбы маленького человека.

- Я считаю, что трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в воспитательной работе, в том числе нашего учреждения. Когда ребята приходят созидать и не просто чувствуют себя помощниками, а полноправными членами коллектива – с трудовой книжкой, зарплатной картой, – они понимают не только свои права, но и свою ответственность. Ответственность за результат своих действий, когда они его видят и могут оценить. Если воспитанник в подростковом клубе становится работником, то по окончании своей новой деятельности, когда он отремонтировал стул, принял участие в поклейке обоев, поверьте, он потом и сам ничего не сломает, и другим не позволит. Очень большое значение здесь имеет то, что ребята получают свои первые заработанные деньги и что они уже вправе самостоятельно распоряжаться собственными средствами. Что отрадно, подростки начинают планировать потратить заработанное не только на себя, но и «вложиться» в семейный бюджет. Хотят сделать определенные подарки, сюрпризы родителям, родным, близким, что тоже очень важно для самовоспитания взрослеющего человека.

- Школа – это место, где дети получают основное образование. А в нашем Центре – дополнительное, оно дополняет! То есть если стакан полон только наполовину, обязательно должно быть что-то такое, что заполнит его до краев, и это мы и есть, - завершает Татьяна Бочарова. - Задачи, которые мы перед собой ставим, проблемы, которые решаем, – все это совершенно необходимо и как элемент воспитательной работы, и как часть жизненного пути. Ребенок реализуется не только во время учебного процесса, но и во время досуга – у него всегда есть собственные интересы и возможности. А система дополнительного образования интересна тем, что здесь многое зависит от личности педагога. Как в школе – у многих любимый предмет связан с любимым преподавателем. И у нас, если нравится педагог, тебе хочется повторить все, что он делает, и научиться сделать это еще лучше. При этом мы охватываем очень широкий спектр интересов – от экологии до патриотического воспитания.

 

Иван ШАРАПОВ