000

"Наш город Тамбов" №73 от 29.09.2020

 

Тамбовский воспитатель Наталья Гуськова убеждена: без добра и справедливости человек просто несчастен

В детском саду № 59 «Ягодка» Наталья Гуськова трудится уже тридцать пять лет. За это время многое успело поменяться и в организации, и за ее пределами, только любовь к профессии не иссякла. И вот уже к ней в группу приводят детей ее бывшие воспитанники. Это ли не доказательство того, что человек занимается действительно любимым делом.

 

УРОК МАТЕМАТИКИ

 

Мы с заведующим заходим ровно в тот момент, когда в группе заканчивается разминка. Поздоровавшись со взрослыми, мальчишки и девчонки дружно присаживаются за столы и вертят головами, наблюдая то за нами, то за своим воспитателем. Выглядят очень дружными.

Сейчас по расписанию урок математики, и чтобы не отвлекать ни детей, ни педагога, сажусь в стороне, наблюдая за занятием.

- Считаем вместе пример, который получился. Три... плюс четыре... получается... семь, - дети, которые в присутствии нового человека сначала застеснялись, быстро возвращаются к привычному состоянию. - Правильно, молодцы! Что мы считали этим примером?

- Книги! На верхней и нижней полке!

Ребята слушают воспитательницу с широко раскрытыми глазами, стараются быть одинаково активными и дружно отвечать на вопросы. Сама Наталья Викторовна жестикулирует, переходит с места на место, указывает на разные предметы, тем самым удерживая внимание детей.

- Вспомните, в каких сказках встречается цифра семь?

- Волк и семеро козлят! – отвечают дети.

- Ну конечно! Правильно! Это моя любимая цифра, я под этой цифрой играла в баскетбольной команде. А сейчас все собираем со стола и достаем тетрадки.

Ребята начинают решать примеры с другой цифрой. Воспитательница, чтобы урок не был монотонным, рассказывает про зверей, походы в магазин, яблоки – все для того, чтобы примеры были живыми и интересными.

 

ПРИЗВАНИЕ – ПЕДАГОГ

 

После того как занятие закончено, ребята тянутся к игрушкам, желая с ними поиграть, но надо идти на хореографию. Быстро построившись, малыши выходят из комнаты, следуя за одним из работников детского сада. В это время подхожу к воспитателю и даже не успеваю задать вопроса, как энергичная Наталья Викторовна начинает рассказывать про своих учеников:

- Заметили, как дети к конструкторам тянутся? Постоянно что-то достраивают, меняют. А я только приветствую это, потому что дети усидчивее становятся, да сейчас все это и востребовано. Конструирование, информатика – от этого же в современном мире никуда не деться. Все, я вас слушаю, - улыбается воспитательница, окончив импровизированную речь.

- Мне очень понравилось, как вы разговариваете с детьми. Даете много примеров, что-то рассказываете...

- Нужна смена поз, смена деятельности. Дети не должны сидеть и выглядеть уставшими, все время надо подогревать в них интерес к происходящему. Один отвлекся – я у него сразу спрашиваю, что он думает по нашей теме, какой ответ у него получился. Дети в большинстве своем не могут выполнять монотонную работу и уж тем более слушать ровную речь. Нужны эмоции. Группа у нас сложная, есть дети малоговорящие или совсем не говорящие, те, кому сложно адаптироваться. Им нужно дать понять, что их здесь любят, активно помогать им, заинтересовать происходящим. Один мальчик недавно к нам перевелся – он не разговаривал на русском и был достаточно отстраненным. Мы с ним начали учить стихи, песни, и вот я уже не могу нарадоваться на него – да я каждому ребенку радуюсь, каждому их достижению.

- Почему именно воспитатель?

- Родилась я в большой дружной семье, в любви и заботе. Уже в школе решила, что буду педагогом, – им и стала. По образованию я учитель математики и физики, но в школе проработала недолго. Волею судьбы оказалась в детском саду «Ягодка». Вот уже тридцать пять лет работаю здесь, и никогда об этом не пожалела. У нас прекрасный, дружный коллектив, замечательные специалисты и самый лучший руководитель. А дети – такие разные, неповторимые, удивительные и трогательные. Я часто вспоминаю свое детство. Вспоминаю, как хотела быть похожа на самых родных, близких, любимых людей - маму, папу, воспитательницу, первую учительницу. Моя миссия – любить детей.

На самом деле такой страстью к своей работе может похвастаться не каждый. Наталья Гуськова, несмотря на то что работа у воспитателя начинается в семь часов утра, около часа добирается до детского садика, потому что живет в другом конце города. Как признается воспитатель, ей предлагали работу в других детских садах, поближе к дому, но ей никуда не хочется уходить от руководителя, коллектива и детей, к которым она привыкла.

- Я фанат своего дела, люблю свою работу, люблю заниматься с детьми, вместе с ними учиться. В детях я хочу воспитать и посеять зерно добра, справедливости, трудолюбия. Без всего этого человек будет просто несчастен. У нас в группе все друг другу помогают. Есть мальчик, который испытывает сложности в повседневной жизни: ему трудно одеваться, что-то делать. И все без исключения его опекают, заботятся о нем. Нет такого, что кто-то остается безучастным, и это замечательно.

 

БАСКЕТБОЛЬНАЯ КОМАНДА

 

Еще до встречи с Натальей из разговора с заведующей детским садом я уже знала, что наша героиня профессионально занималась баскетболом, а недавно даже создала в детсаду свою баскетбольную команду.

- У меня первый взрослый разряд по баскетболу. И когда у меня был выбор, куда идти - на спортфак или на физмат, я рассудила так: спортом я могу заниматься всю жизнь, а вот физика и математика должны быть для ума, для развития. Люблю точные науки, математика мне всегда легко давалась, и детям я прививаю любовь к этой науке.

- Почему именно баскетбол?

- Я была высокого роста, а когда к нам в школу пришли спортсмены показать, что представляет собой этот вид спорта, мне понравилось. Любовь к баскетболу прививаю не только своим внукам, но и здесь, в детском саду. Во-первых, это очень красивая игра, во-вторых, очень правильная, она не допускает драк, так же, как не допускает близкого контакта – все на расстоянии. Мы и в детском саду так – если и есть какой-то конфликт, я знаю, что его можно решить словами. А в конце игры, после матча, кто бы ни победил, идет рукопожатие - соперники уважают друг друга. Когда у нас дети играют в баскетбол, обязательно в конце все пожимают друг другу руки. В нынешнем году из-за карантина с игрой не получилось, зато в прошлом у каждого из детей была своя форма, свои цифры на ней. Я им сделала эмблему «ягодку» и заказала номера на майки. Какой был восторг! Как им это все понравилось! Хотя изначально на баскетбол записалось пять или шесть человек, к концу месяца все детишки из группы посещали занятия. Кстати, у нас есть еще такая задумка, чтобы матч прошел не только среди детей, но и среди воспитателей и педагогов.

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ?

 

Спускаемся с Натальей на этаж ниже, чтобы посмотреть, как занимаются ее дети. Пока ребята репетируют, воспитатель признается, что приходится часто танцевать вместе с детьми, так как ребенок не должен быть без пары. А еще это возможность для воспитателя показать ребенку, что они похожи.

- Воспитатель – это первый человек после мамы, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – это люди, которые в душе сами всегда останутся детьми. Иначе ребятишки не примут, не пустят в свой мир. «Все мы родом из детства» - эта фраза необычайно верна, потому что именно тогда закладываются особенности нашей личности, именно из детства мы выносим как наши достоинства, так и недостатки, именно в детстве берет начало нашла судьба. В этот момент нужно помочь ребятам развиться и понять себя.

Из-за плотного графика воспитателя много поговорить не получается. Сейчас занятие хореографией у ребят закончится, и надо будет вместе с ними разучивать стихи, которые задали ко Дню воспитателя. Даже к этому, будем откровенны, не очень интересному занятию Наталья Викторовна нашла интересный подход – дети будут передавать ручку, представляя, что это цветок, и по очереди рассказывать свои четверостишия.

Свою же историю Наталья Гуськова завершает небольшим стихотворением «Каким должен быть воспитатель?»:

- Конечно, добрым должен быть,

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить.

Еще он щедрым должен быть,

Всего себя без сожаления

Он должен детям подарить.

 

София СИРОТЕНКО.

Фото автора