000

"Наш город Тамбов" №87 от 17.11.2020

 

Учитель школы №22 Тамбова Наталия Сай – одна из педагогов «Золотой тысячи»

В нынешнем году сразу две выпускницы тамбовской школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов сдали ЕГЭ по химии на сто баллов – Елизавета Фомичева и Елена Скляр. Обе – ученицы Наталии Станиславовны Сай, которая вошла в «Золотую тысячу» педагогов России.

 

Выпускники «золотого» учителя

 

- С шестого класса полюбила биологию, предмет давался очень легко, - рассказывает Лиза Фомичева. - В восьмом классе огромный интерес вызвала химия – она стала моим любимым предметом. Я начала участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. За успехи в них благодарна, прежде всего, моей учительнице Наталии Станиславовне Сай. Именно она смогла привить мне любовь к этой науке!

- На мой взгляд, одно из главных условий получения высоких баллов на ЕГЭ – заинтересованность в предмете. И здесь сложно переоценить роль учителя. Наталия Станиславовна с новой стороны раскрыла для меня этот увлекательный предмет, - говорит о педагоге Елена Скляр.

Сегодня девочки смогли осуществить свои планы и поступить в вузы, о которых мечтали. И это здорово, уверена их учитель и наставник Наталия Сай. Правда, путь к таким мечтам очень труден, и задача педагога – пройти его вместе со своим подопечным, освещая дорогу светом знаний.

 

На пути в школу

 

В профессии Наталия Станиславовна уже больше четверти века. Школа, в которой она сама когда-то училась, стала для нее постоянным местом работы. Выбор своей специальности она во многом объясняет семейными обстоятельствами. Мама – учитель русского языка и литературы, папа – энергетик. В споре лириков и физиков ей не хотелось никого обижать, хотя папа очень желал, чтобы дочь пошла по его стопам. В восьмом классе Наталия поняла, что химия – тот самый предмет, который позволит ей выдержать семейный нейтралитет. Но не только это стало причиной выбора будущей профессии. Большую роль сыграли учителя, о которых сегодня, спустя десятилетия, с благодарностью вспоминает Наталия Станиславовна. Именно они сумели открыть для школьницы удивительный мир естественных наук и разбудить к ним интерес.

- Помню, как преподавала анатомию Лидия Игоревна Хорошун. На ее уроках я поняла: если и быть учителем, то только таким, как она, - вспоминает Наталия Сай. - Когда мама заметила мое желание заниматься химией, то отвела меня на занятия к Николаю Андреевичу Рябову. Это сыграло окончательную роль в формировании моего мировоззрения и химической направленности моей будущей профессии.

Отличница в школе, Наталия Сай с красным дипломом окончила Тамбовский педагогический институт. Она не устает повторять, что в жизни ей очень повезло с наставниками и педагогами, которые сформировали из нее личность. И не только из нее.

- У нас был очень сильный курс. Семь человек закончили учебу с отличием, шесть из них до сих пор продолжают трудиться в школе, - рассказывает учитель.

 

Учитель учится всегда

 

Свой первый класс, к которому она пришла в качестве учителя биологии и химии 22-й школы, Наталия Станиславовна помнит очень хорошо:

- На первой парте сидела Катя Борзова. Потом, спустя время, я преподавала у ее сына Дениса Камнева, который уже окончил школу. Не исключаю, что скоро буду учить и внуков (смеется). В начале своего педагогического пути я верила в то, что все знаю, все умею. Но в тот момент, когда ко мне подходил ребенок и говорил, что по дороге из школы до дома все знания у него испаряются, я поняла, что как учителю мне еще расти и расти. И даже сейчас, имея за плечами такой опыт, убеждена: учитель учится всегда. Нужно идти в ногу и со временем, и со своими учениками. Самой меняться, иначе тебе будет неинтересно работать, ты будешь не интересна детям. Если ученику скучно на уроке, надо думать над тем, как менять ситуацию. Да, не все дети любят химию. Значит, нужно заинтересовать, увлечь их.

Наталия Станиславовна подчеркивает – любимчиков у нее нет. С детьми она старается выстраивать деловые отношения, в которых присутствуют субординация, уважение и взаимовыручка. Причем этот подход она использует как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

- Дети все разные, поэтому к каждой категории составляю индивидуальный план работы по индивидуальной образовательной траектории. Для тех, кому нужна удовлетворительная оценка, – своя программа, для олимпиадников – другая, - рассказывает Наталия Сай. - Сейчас в методике преподавания химии преобладает деятельностный подход. Ребенку обязательно нужно давать что-то сделать, чтобы он мог проявить себя, пусть даже на ту же «тройку». Ребята также охотно занимаются проектной деятельностью.

Наталия Станиславовна с успехом реализует на своих занятиях различные формы проведения уроков: диспуты, интересные путешествия в мир химии, викторины. На помощь приходят современные цифровые технологии, которые так любят дети. Для формирования интереса к своему предмету учитель каждый год проводит для восьмиклассников посвящение в юные химики. Она является руководителем школьного научного общества учащихся, а также руководителем школьной команды «Совунья» по интеллектуальным играм.

 

Команда единомышленников

 

За долгие годы работы учитель химии была удостоена самых разных наград, побеждала в многочисленных конкурсах профессионального мастерства. Вот и нынешнее вхождение в «Золотую тысячу» учителей России – еще одно подтверждение огромного профессионализма Наталии Сай, подготовившей сотни талантливых выпускников – победителей профильных олимпиад самых различных уровней, стобалльников ЕГЭ. Наталия Станиславовна спешит назвать их имена: Даниил Шикин, Даша Ермакова, Алина Попова, Маша Домарева, Ирина Манаенкова, Кирилл Папин, Юля Савушкина и многие, многие другие, кто сегодня продолжает держать связь с педагогом, поздравляя ее с профессиональным праздником, днем рождения, советуясь по тем или иным вопросам. В каждого своего ученика она не просто вкладывает знания – она отдает часть себя, вместе с ним проходит путь познания. И дети это чувствуют.

- Я каждый год вместе с ними хожу на сдачу ЕГЭ. Ребята отдают ему все силы, значит, и я должна выложиться на все сто. И каждый раз спрашиваю себя: а справлюсь ли я с таким испытанием через год? – говорит учитель.

Подготовка к ЕГЭ, по мнению Наталии Сай, – колоссальный труд и ученика, и учителя. Работая со старшеклассниками и изначально видя планку, которую они сами ставят перед собой для сдачи экзамена, к этому испытанию готовится и педагог.

- Видя заинтересованность детей в предмете, мы начинаем работать с первого года, когда у них вводится химия. Это восьмой класс. Сначала ребята работают в кружке «Юный химик», затем постепенно втягиваются в олимпиадное движение, занимаются по программам опережающего обучения, - рассказывает учитель.

Кроме этого, подводя каждого из своих одаренных воспитанников к ЕГЭ, Наталия Станиславовна ждет, что ученик непременно превзойдет своего учителя. Знают об этом и выпускники. И как же здорово, что они не подводят наставника!

- Сама люблю работать в коллективе и из класса стараюсь сделать команду единомышленников, - говорит Наталия Сай.

Сегодня она не только учитель химии, но и классный руководитель. Разные по характеру, взглядам на окружающий мир, очень талантливые, в своем классе ученики – единое целое. Каждый делает то, что он умеет, и несет за это ответственность.

Рассуждая на тему быстротечности времени, меняющего наше общество и отношения между людьми, Наталия Станиславовна убеждена, что неизменной остается роль учителя, который понимает, что в любом времени надо учить детей:

- Кредо времени – научить их учиться, показать, как надо это делать, чтобы достичь чего-то. Хороший учитель должен любить свое дело, любить детей, именно это помогает ему справиться с трудностями в профессиональной деятельности. Основная миссия учителя – делать трудные вещи легкими. Современный учитель не только должен идти в ногу со временем, он должен работать на будущее. Будущее своих учеников. Стараюсь придерживаться таких правил.

 

Учитель-фея

 

А еще Наталия Сай уверена, что невозможно оставаться просто учителем. Так или иначе, помогая ребенку воплотить мечту в жизнь, педагог начинает участвовать в его судьбе. Это проверяется очень просто, когда в момент зачисления выпускники звонят не родителям, а Наталии Станиславовне, чтобы она посоветовала, какой факультет выбрать. И не могут не взволновать отзывы бывших учеников, которые они оставляют на сайте учительницы. С благодарных слов педагогу мы начинали историю о «золотом» учителе, благодарностями и завершаем:

«Наталия Станиславовна, хочу выразить Вам огромную благодарность за Ваш труд!!! Для меня Вы - самый лучший в мире учитель!!! 14 лет уже прошло, как я стала выпускницей СОШ 22. Но я до сих пор помню, как Вы вели уроки... С такой любовью и энтузиазмом к своему предмету, вкладывали в нас знания и душу! При этом к каждому ученику находили индивидуальный подход! На Ваших уроках всегда было интересно! Вы не просто учили нас, а помогли нашим мечтам сбыться!!! В моей жизни Вы просто волшебная фея!!! Спасибо за знания, которые дали мне, чтобы я успешно поступила в Саратовский государственный медицинский университет и стала врачом!!! Огромное спасибо за поддержку, теплоту и любовь, которую нам дарили!!! Пусть Ваша жизнь будет полна радости! Желаю Вам успехов!!! Я Вас очень люблю! Сиреева Ира, 11 «б», выпуск 2006 г.».

 

Елена НАСОНОВА