shnew

"Наш город Тамбов" №91 от 01.12.2020

 

Тамбовчанка Елена Муравьева воплотила мечту в жизнь, став водителем автобуса

Неженское это дело! - говорят по поводу и без сторонники патриархата и домостроя. Так уж исторически сложилось, что в нашем мире есть профессии, куда представительницам слабого пола вход обычно воспрещен. Но в сегодняшних реалиях женщины во многих профессиях вполне способны потеснить, догнать, а со временем и перегнать сильный пол. Что интересно, мужчин в традиционно «женских» профессиях найти сложнее. Поэтому сегодня мы открываем новую рубрику о женщинах нашего города, нашедших свое призвание в, казалось бы, совсем неженском деле. И назвать ее мы решили, конечно же, «Женское дело».

 

Мечта из детства

 

«Добрые светлые глаза и сильные натруженные руки», - первое, о чем я думаю, взглянув на Елену. «Аккуратно уложенные волосы и заметные серьги», - продолжаю с любопытством рассматривать женщину и размышляю о том, что в моем представлении водитель огромного городского автобуса должен выглядеть совершенно иначе. Примерно так: мужчина средних лет, слегка небрежного вида, обязательно с усами и внимательным, прищуренным взглядом. Но картина рушится, когда перед тобой стоит маленькая опрятная женщина, с яркой помадой, но именно с таким – цепким и внимательным – взглядом.

- Автобус еще прогревается, но в нем уже тепло. Хотите, можем там поговорить, чтобы никто не мешал, - приглашает Елена. По привычке она садится в кабину и что-то нажимает на огромной панели с непонятными простому смертному кнопками и рычагами.

Располагаюсь в салоне и ловлю себя на мысли, что непривычно находиться в автобусе совершенно одной. Но недолгое одиночество Елена Сергеевна прерывает звонким голосом.

- Родом я с Украины, из Донецкой области. Приехала в Тамбов в восемнадцать лет. Поступила в культпросветучилище на режиссерское отделение, но это оказалось не моим. Всю жизнь хотела за руль. Бросила училище и пошла работать водителем троллейбуса, - рассказывает Елена.

Необычная мечта сесть «за баранку» передалась от матери:

- Мама всегда мне говорила: «Лена, я так хотела стать водителем троллейбуса!». Девчонкой она жила в Воронеже и всегда завидовала им. Так что это я ее мечту осуществила. А вообще у нас семья шахтерская – папа и все братья работали в шахте. И между прочим, ни у кого из них нет прав.

 

Взять троллейбус за «усы»

 

Так и начала Лена – с троллейбуса. А до этого за руль машин поменьше никогда не садилась и прав, как и ее родственники, не имела. С места в карьер, как говорится.

- До того, как пошла учиться рулить, не умела водить ни машину, ни мотоцикл. Ни даже велосипед. Не чувствовала габаритов, могла на тротуар заехать. Учителя со мной намаялись, - признается Елена Сергеевна. - Но потом втянулась, и все получилось.

В рейс молодой водитель вышла сразу, как только получила права. Было жутко страшно, признается женщина:

- Люди садились в троллейбус, а я думала: «Господи, если бы вы знали, с кем вы собираетесь ехать, вы бы, наверно, и не подошли ко мне!». Ехала и опасалась за людей, которые доверили мне свою жизнь. Огромная ответственность!

Через несколько лет пришлось оставить любимое дело и даже встать на биржу труда:

- С деревенской пропиской, а мой муж жил в деревне, на работу не брали. Пришлось уволиться, пойти на биржу, где меня переучили на проводника. Работала вахтовым методом. Очень было тяжело, а душа просилась за руль.

 

Вторая попытка

 

После десятилетнего перерыва, или потерянного времени, как называет эти годы сама Елена, она снова вернулась к любимой работе.

- Пересела на автобус в зрелом возрасте. Начальство мне предложило, я и согласилась. Вот уже пять лет езжу. На автобусе намного легче: коробка автомат, штанг нет. На троллейбусе-то я в свое время с ними намучилась. А если автобус сейчас сломается, подаем заявку, и специальная бригада слесарей его ремонтирует. Если прямо на дороге встали, звоним в техническую службу, они приезжают и чинят.

Рабочий день Елены Сергеевны начинается в час дня и длится до полуночи. Как говорит наша героиня, вторая смена ей подходит больше. А вот во времена работы на троллейбусе вставать приходилось в половине третьего ночи, чтобы успеть на дежурный автобус, который уже в 4:15 отправлялся до места работы, а с него пересаживаться на свой транспорт.

- На работу иду с удовольствием, особенно в последние пять лет. На троллейбусе, конечно, было очень тяжело. Встаешь на смену и первым делом смотришь погоду, ведь от нее зависит мой маршрут. А на маршруте... Мороз – на крышу троллейбуса, бывает, приходится лезть, дождь – тоже. Иной раз в ливень или сильный холод приходилось посреди улицы останавливаться.

 

По маршруту

 

Сегодня Елена Сергеевна выходит на одиннадцатый маршрут. За все годы, что она за рулем, женщина успела поработать на всех, самый сложный для нее – 55-й.

- Там все расписано не то что по минутам – по секундам. Сейчас мне гораздо легче, хотя свою профпригодность приходится доказывать каждый день. Тут многое зависит от того, какой человек едет за тобой или впереди тебя. Сейчас я на одиннадцатом маршруте, по пути со мной пересекаются ребята с 52-го, с 13-го. Мы уже друг к другу привыкли, они меня не обижают, женщина я среди них одна, - говорит Елена.

К тому, что «единицу общественного транспорта» водит представительница слабой половины человечества, уже все привыкли, хотя это до сих пор считается редкостью. А вот в начале профессионального пути Елены Муравьевой женщина за рулем, да еще и троллейбуса, по-настоящему была в диковинку:

- Случалось, за моим троллейбусом бежали посмотреть – не причудилось ли, что женщина рулит.

А теперь пассажиры уже настолько привыкли к Елене Сергеевне, что ласково называют ее Леночкой.

- На моем маршруте меня уже все знают. Я их тоже в лицо узнаю, помню, кто где выходит, в какую сторону идет. Они мне уже говорят: «Леночка, ты подожди нас минуту-две, пока смену сдадим на заводе», - смеется женщина.

Но и недовольные пассажиры тоже встречаются нередко.

- Резко затормозила – «ездить не умеешь!». Но они же не видят, что у меня впереди, какая дорожная ситуация. А два года назад случай был - меня стукнули так, что я отключилась. Ехали с кондуктором в парк, а пассажир не хотел выходить. Я к нему подхожу: «Автобус идет в парк, вам нужно выйти», а он мне: «Куда скажу, туда и поедешь». Я испугалась, говорю: «У меня навигация, я не могу вас куда-то довезти». А он так на меня замахнулся, что я вылетела в заднюю дверь. Очнулась – он надо мной стоит, видно, тоже испугался. Я спрашиваю: «Вы за что меня удари- ли?». А он: «Я тебя просто толкнул». И тут же убежал. Его, конечно, не нашли, а у меня – сотрясение мозга. Теперь, когда вижу таких людей, прошу кондуктора зайти ко мне в кабинку, закрываемся там и звоним в полицию.

 

Рабочие праздники

 

Чтобы перевести разговор в более позитивное русло, интересуюсь у нашей героини, как она отмечает исконно женский праздник. Помнят ли ее знакомые пассажиры в этот день о том, что благодаря ей они приходят на работу вовремя?

- Если честно, Восьмое марта редко отмечаю. Обычно в эти дни работаю. Бывает, что кто-то цветок подарит или конфетку, но особо не до этого. Вообще не люблю женские дела: терпеть не могу ни вязать, ни вышивать. Мне больше интересно, как укладывать блоки на стройке. С детства любила технику. Тем более что в связи с семейными обстоятельствами пришлось самой постигать мужские дела. Но сейчас половина женщин в таком положении, поэтому я не жалуюсь, - улыбается Елена.

Вот так незаметно, пока мы беседовали, автобус прогрелся. Пора в рейс. А это значит, что впереди как минимум восемь часов за рулем. Точнее, восемь часов за любимым делом.

 

Эльвира КОНДРАТЕНКО