shnew

Сотни экспериментов с пропорциями наноматериалов, годы исследований, и вот он - ключ к разгадке. В Тамбовском государственном техническом университете разработали способ увеличить микротвердость металла. Лучший результат показали опыты с использованием комбинаций наноалмазов и углеродных нанотрубок. При таком «покрытии» коррозионная износостойкость металла увеличивается почти на треть.

Как закалялась сталь, и почему за наноматериалами будущее, расскажет героиня нашей рубрики «Научная мысль», кандидат технических наук Марием Насрауи.

«ТОЛЬКО НЕ ВРАЧОМ»

Одна на два университета. После восьми лет жизни в Тамбове Марием так и не определилась, к какому же из вузов себя отнести. Решила, что родных Alma mater будет два - ТГУ имени Державина и ТГТУ.

В Россию девушка приехала вслед за младшей сестрой. Если точнее, то в качестве моральной поддержки. В общем-то, вышло все совершенно спонтанно, вопреки планам и мечтам.

- Родилась в Тунисе. Окончила школу с высоким баллом. Это давало мне право обучаться в лучшем вузе страны. Как правило, все выпускники, успешно окончившие школу, выбирали медицину. Быть врачом я не хотела никогда. У меня была мечта стать инженером, как папа. Я выбрала химию. Почему? Думаю, что в нашей жизни без нее никуда. Даже вода в стакане – тоже химия. После окончания университета у меня появилась возможность доучиться и работать в Германии. Ждала визу.

И уехала бы Марием в Европу, но тут на каникулы из далекой России возвращается младшая сестра. И девушка принимает решение провести год вместе с ней в Тамбове.

- Она всегда мечтала быть медиком. Но без высоких баллов в Тунисе нельзя поступить в медицинский университет, даже если тебе очень хочется связать свою жизнь с этой профессией. В нашей стране распространена такая практика, когда в школы приходят представители специальных компаний и предлагают обучение за границей. Так моя сестра решила поехать учиться в Россию. Поступила в Тамбовский государственный университет имени Державина, - рассказывает Марием.

Всего год. Время – штука необъяснимая. Если чего-то очень ждать, оно замедляет свой ход, стоит отпустить желание - бежит без оглядки. Что делать целый год в чужой стране? Марием решает учиться. Прежде всего начинает учить русский язык. А параллельно устраивается на работу в Центр изучения иностранных языков. Идет не только преподавать – к тому моменту Марием уже свободно разговаривала, не считая родного арабского, на английском, французском и немецком, - но и нарабатывать языковую практику.

- Иностранцам всегда сложно в чужой стране, - делится впечатлениями Марием. – Если рядом нет куратора, то даже такая необходимость, как обратиться к врачу, становится чем-то непреодолимым. Ты не можешь объяснить, что у тебя болит, как ты себя чувствуешь. Не можешь выбрать в магазине какие-то товары, потому что другой язык, другая культура. Элементарно не знаешь, что написано на бутылке шампуня. С этим сталкиваются все иностранцы. Многие из них, пробыв в России пять или шесть лет, знают всего лишь элементарные фразы. Они варятся в своей среде и не особо общаются с носителями языка. А я хотела разговаривать на русском и понимать, что говорят мне.

Пройдет год, а Марием никуда не уедет. Она решит пока что остаться в России. Сначала поступит в магистратуру ТГУ имени Державина по направлению электрохимия, затем - в аспирантуру ТГТУ.

НА ЯЗЫКЕ НАУКИ

Наноматериалы. Марием признается: в этом сложном для понимания слове еще кроются тысячи открытий. Каких-то пятнадцать лет назад в безграничные возможности в сфере нанотехнологий даже отчаянные оптимисты верили с трудом. Сегодня о контролируемом синтезе наноматериалов говорят как о фантастике, воплощенной в реальную жизнь.

Вот, казалось бы, всего лишь глянцевый блеск на поверхности металла. Если рассмотреть его под микроскопом, то окажется, что по своему химическому составу он представляет уникальную «смесь» соединений. Марием уточняет: работа с различными комбинациями углеродных материалов длилась несколько лет. Пропорции здесь играют ключевую роль. Чтобы добиться нужных результатов, в лаборатории провели свыше сотни опытов. И все ради того, чтобы повысить коррозийную стойкость и твердость гальванического покрытия, в том числе при высокой механической нагрузке. Такое нанопокрытие способно увеличить микротвердость автомобилей и самолетов, а также изделий медицинского назначения.

Новинка в том, поясняет Марием, что тамбовские ученые впервые использовали комбинации нескольких наноматериалов, меняя их концентрацию. Научные исследования уже нашли применение на практике в сфере машиностроения. Один из ключевых партнеров ТГТУ, производственное объединение «Туламашзавод», за год использования тамбовских разработок смог увеличить показатель экономической эффективности на двадцать процентов.

FB IMG 1627916502715

Это сейчас Марием о своих научных исследованиях может разговаривать часами. Первое время она с трудом понимала, о чем вообще говорят лекторы.

- Сказать, что было сложно, значит, ничего не сказать. Здесь все другое. Сама система образования отличается. В России твои знания оценивают по пятибалльной шкале, в Тунисе такого нет. Поначалу я с трудом воспринимала лекции. Разбирала все по одному слову, затем фразами. Я тогда даже подумать не могла, что настанет время, когда смогу понимать целые тексты. Кстати, диссертацию я писала сама. Безусловно, большую помощь мне оказал мой научный руководитель, профессор Юрий Владимирович Литовка. Без его наставлений у меня бы ничего не вышло. Дело не только в рекомендациях, но и в характере исследований. Когда аспирант и руководитель находят общий язык, то достигается положительный результат.

Будучи аспиранткой ТГТУ, Марием начала преподавать химию в Медицинском институте ТГУ имени Державина. Среди ее студентов преимущественно иностранцы. Сложные химические процессы девушка объясняет им на французском и английском.

А несколько недель назад Марием Насрауи успешно защитила кандидатскую диссертацию. В ее жизни снова появился выбор: уехать за границу – кстати, молодому ученому уже поступили предложения о продолжении исследований в области наноматериалов в родном Тунисе и французском Леоне – или остаться в России. Пока Марием решение не приняла.

 

О РОССИИ

- Здесь все другое. Другие люди, другая погода. В Тунисе народ на улицах приветливый. Все улыбаются друг другу, здороваются. Если в России поздороваться с незнакомцем, он очень странно на тебя посмотрит. Когда я только приехала, то русские показались мне невероятно строгими. Было страшно подойти к ним и спросить, например, дорогу. И только со временем я поняла, что русские только кажутся суровыми. Это такой характер. Если русские любят, значит, любят от души, если им что-то не нравится, они не будут лицемерить. А еще я заметила, что русский зимой и русский летом – два разных человека. Здесь многое зависит от погоды.

Кстати, о ней. Мы очень любим солнце, в нашей стране оно светит почти круглый год. Здесь погода непредсказуема. Полгода лежит снег. В первое время очень не хватало теплых дней, даже депрессия накатывала. Сейчас, наверное, я стала немного русской – к слову, на днях я получила российское гражданство – теперь для меня зима без снега не зима.

В России очень высок уровень патриотизма. Здесь любят свою страну, даже если есть какие-то отрицательные моменты. Мне это очень понравилось, потому что я так же, как и русские, люблю место, где родилась.

Вы очень любите цветы, дарить подарки и разного рода церемонии. Я была на русской свадьбе, это очень красивый обряд.

У нас разная культура. Мы привыкли много кушать. В России, особенно девушки, едят мало, постоянно считают, сколько они съели. А еще здесь невероятно красивая природа.

Я никогда не забуду время, проведенное в Тамбове. Оно стало частью моей жизни. Я всегда буду хотеть вернуться сюда. Здесь я встретила друзей, нашла любовь, познакомилась с удивительными преподавателями. Когда я в России, очень скучаю по дому, но когда возвращаюсь в Тунис, мне не хватает Тамбова.

Анна МЕЩЕРСКАЯ. Фото из личного архива героини