shnew

Вышел из строя светофор. Может, электричество отключили. А может, сломалось что. И все – приехали. Водители на перекрестке головами крутят. Кто на главной? Кто уступить должен? И пешеходы замерли у перехода. Как теперь на ту сторону попасть? А еще лет семьдесят назад никаких светофоров в Тамбове и в помине не было. И все спокойно проезжали любой перекресток. Правда, надо отдать должное, и машин-то почти не было. Другое дело – сейчас.

 

Сколько в Тамбове светофоров и кто включает нам зеленый свет, узнал наш корреспондент.

В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

Шел 1953 год. Толпа зевак собралась на площади Ленина. Что это за чудо чудное висит на проводах? Да еще подмаргивает: то зеленым, то красным. Фронтовики, гнавшие фашистскую гадину по городам Европы, светофоры, конечно, видели. А вот бабы и ребятишки с интересом разглядывали такое чудо техники.

Первый появившийся в Тамбове светофор разделял транспортные потоки на пересечении улиц Карла Маркса и Интернациональной, рядом с библиотекой имени Пушкина. Управляли им постовые вручную – неподалеку стояла будка, откуда сотрудник ГАИ переключал сигналы.

Вообще площадь Ленина не всегда была площадью. Раньше на этом месте располагалась городская окраина, здесь проходил крепостной ров, засыпанный лишь в начале двадцатого века. После революции площадь переименовали в честь Карла Маркса и даже установили его бюст. Правда, буквально через несколько месяцев его уничтожили белогвардейцы.

СВЕТОФОР: НАЧАЛО

Первый в мире светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель Джон Пик Найт был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», опущенные под углом в 45 градусов – движение с осторожностью. В темное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавали соответственно сигналы красного и зеленого цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для повозок – пока пешеходы идут, повозки должны стоять. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, травмировав полицейского, управлявшего им. После этого в Европе светофоры были запрещены.

Первая автоматическая система светофоров, способная к переключению без непосредственного участия человека, была разработана и запатентована в 1910 году. В этом светофоре использовались неподсвеченные надписи Stop и Proceed – с английского соответственно останавливаться и продолжить. В 1912 году в США разработали, но не запатентовали светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зеленого цветов. В 1920 году привычные для нас трехцветные светофоры были установлены в Детройте и Нью-Йорке. Через два года аналогичные светофоры появились в Париже и в Гамбурге, а в 1927 году – в английском Вулвергемптоне.

В СССР первый светофор установили в Москве 30 декабря 1930 года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Становление светофорного регулирования в нашей стране происходило постепенно. Светофоры по своему устройству разнились даже в двух столицах, не говоря уже о регионах. Так, одно время в Москве зеленый сигнал был наверху, а в Ленинграде – внизу. Только в шестидесятых годах прошлого века появились специальные светофоры для пешеходов.

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА

Сегодня на улицах Тамбова, по данным комитета городского хозяйства администрации областного центра, работают около ста восьмидесяти светофоров. Их число постоянно растет. Такую данность диктует и разрастающийся на север город, и увеличение числа личных авто. Если в конце девяностых годов на дорогах Тамбовщины было около ста семидесяти тысяч машин, то десять лет назад – уже более трехсот тысяч. Причем каждый четвертый автомобиль – у жителя областного центра. Сегодня на миллион жителей региона приходится больше четырехсот пятидесяти тысяч легковых и грузовых автомобилей.

А первый автомобиль в Тамбове появился в начале двадцатого века. Это был «Мартин», принадлежавший гражданину Швейцарии. В 1912 году губернская земская управа приобрела легковой автомобиль «Руссо-Балт» мощностью 24 лошадиные силы, с деревянными колесами. На собственном автомобиле разъезжали по городу и одни из самых богатых людей нашего города Асеевы. С появлением первых автомашин стали происходить и аварии. Говорят, что Михаил Васильевич стал виновником первого ДТП в Тамбове.

Вместе с дорожной ситуацией менялись и светофоры. Первоначально ими управляли сотрудники ОРУДа – отдела по регулированию уличного движения, – которые размещались на перекрестках в специальных постовых будках. Такая картина описана еще Михалковым в «Дяде Степе». Помните? Тут сотруднику ОРУДа Дядя Степа говорит:

– Что, братишка, дело худо?

Светофор-то не горит!

Из стеклянной круглой будки

Голос слышится в ответ:

– Мне, Степанов, не до шутки!

Что мне делать, дай совет!

К семидесятым годам появилась централизованная система автоматического регулирования светофоров, позволяющая, в частности, делать так называемую «зеленую волну». Тогда же пешеходам дали возможность самостоятельно регулировать работу светофора. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую, можно было переключить светофор для пешеходов на зеленый сигнал, а для транспорта соответственно – на красный. Начальник участка содержания, облуживания и ремонта светофорных объектов Центра организации дорожного движения Вячеслав Кузнецов говорит, что такие кнопки нередко ломаются. Не сами по себе, конечно. «Помогают» нерадивые пешеходы. Но за последние два года в Тамбове их заменили на антивандальные – пока не сломали ни одну.

В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Вообще в том структурном подразделении, где работает Вячеслав Кузнецов, тестируют новые светофорные объекты и ремонтируют старые. Вдумайтесь: это не просто светофор, а целый объект. Согласно ГОСТу в него входят группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, и дорожные знаки, входящие в состав объекта. Вот как замысловато! На балансе Центра организации дорожного движения стоят не все светофоры в городе. Небольшое их количество находится на балансе муниципалитета.

светофор

– Если не горит линза светофора, не работает табло обратного отсчета времени, нет звукового сигнала на специально оборудованных пешеходных светофорах, все это исправляют здесь, – Вячеслав Кузнецов внимательно обводит взглядом свое хозяйство.

Приборы, микросхемы, лампочки и целые светофоры. Тут мигает, там светится – кажется, ни один человек никогда не сможет разобраться в царящем здесь порядке. Но начальник ЦОДД Александр Медведев безошибочно берет что-то с полки:

– Это светодиодные лампочки. А это контроллер – он управляет работой перекрестка.

Проще говоря, в этом устройстве прописывается программа, которой «объясняют», как должны меняться сигналы светофора.

Мы можем записать несколько вариантов. В зависимости от времени суток, например. Хоть каждый час можем менять режим, – говорит Вячеслав Кузнецов. – Есть и связь диспетчера с этим контроллером.

В диспетчерской – два больших монитора. На них – зеленые и красные флажки, видео в режиме реального времени: диспетчер может посмотреть дорожную ситуацию на любом перекрестке.

– У нас грандиозные планы, – признается Александр Медведев. – Во-первых, конечно, чтобы весь город перешел на интеллектуальную транспортную систему. По сути, это отлаженный механизм, который включает в себя все, что связано с движением в городе в режиме нон-стоп. Это «умная» система, которая использует инновационные разработки, чтобы урегулировать транспортные потоки, разгрузить дороги, сделать их безопаснее, обеспечить бесперебойное движение.

Проще говоря, «умная машина» сама посчитает транспортный поток и решит, сколько должен гореть зеленый. Правда, установка ИТС на отдельно взятом перекрестке проблему пробок не решит: система разгрузит один перекресток, но создаст заторы на остальных. Поэтому, подчеркнем, в интеллектуальную транспортную систему нужно включать весь город или на начальном этапе хотя бы один микрорайон. В Тамбове есть смысл начать с севера. Правда, это дело будущего. Хочется верить, что ближайшего.

Кстати, это развенчает миф о том, что светофоры создают пробки и замедляют поток. Но скорость движения в городе – тема отдельного разговора. Как говорится, уже совсем другая история.

Юлия БАРДАКОВА