LOGO2021

Постоянные скидки, бонусы к праздникам и ко дню рождения, накопительные баллы и прочее, и прочее, и прочее – все это и многое другое гарантируют дисконтные карты их обладателям. Когда вы в последний раз пересматривали пластиковые прямоугольнички в своей сумке? Наверняка у каждого их найдется не один десяток. Практически каждый магазин, который мы посещаем с завидной регулярностью, предлагал оформить дисконтные карты. Ничего страшного в этом, конечно, нет. Наоборот, судя по условиям покупок с предоставлением этих самых карт, только одни плюсы. Но всякий ли покупатель задумывается при их оформлении о том, какую при этом информацию о себе он предоставляет магазину?

ОФОРМЛЯЕМСЯ

Стандартная ситуация. Девушка впервые посетила магазин одежды. Из примерочной вышла с двумя вещами и отправилась на кассу. Продавец, пробивая товар, предложил клиенту оформить карту. При первой покупке девушке полагалась скидка в тридцать процентов на одну из вещей, если их больше одной штуки. Естественно, она согласилась.

– Заполните вот здесь, – продавец протянула покупательнице лист-анкету и ручку.

Менее чем за минуту девушка ответила на семь вопросов, оставив в опроснике свои персональные данные: номер телефона, фамилию, имя, отчество, год рождения, электронную почту. Сотрудникам этого магазина такой информации было вполне достаточно.

С СОГЛАСИЯ КЛИЕНТА

Но некоторые торговые заведения просят своих потенциальных клиентов предоставить еще и паспортные данные. Вправе ли они это делать, и могут ли магазины отказать в оформлении дисконтной карты, если покупатель не предъявит паспорт?

– Персональные данные – это нематериальный актив человека, и к нему нужно относиться бережно. Предоставление, последующее использование, хранение и обработка персональных данных регулируются Федеральным законом №152 «О персональных данных». Покупатели не обязаны сообщать свои паспортные данные при оформлении дисконтных карт. Если при оформлении дисконтной карты требуют паспортные данные, то клиент сам принимает решение – предоставлять их или нет. Если покупатель соглашается с данными условиями, то со стороны магазина нарушений нет, – комментирует ситуацию член Ассоциации юристов России Марина Першина.

ОТКАЗАТЬ НЕЛЬЗЯ

Некоторые продавцы требуют только необходимые для связи с клиентом данные – имя, номер телефона и адрес электронной почты, но порой от клиентов требуют раскрыть информацию о месте рождения, данные о семейном положении, образовании и даже среднем заработке.

– В соответствии со статьей 5 вышеупомянутого закона содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки, – продолжает эксперт. – Другими словами, магазинам запрещено собирать «лишние» данные о человеке, к которым как раз можно отнести паспортные данные. Это значит, что магазин не может отказать клиенту в оформлении дисконтной карты только потому, что тот отказался предоставить такие данные о себе. Подобный отказ можно расценивать как нарушение прав потребителя.

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ЛИШНЕГО

В последнее время законодатели все чаще говорят о том, чтобы более конкретно прописать взаимоотношения продавцов и покупателей в этой части. Речь идет о том, чтобы окончательно запретить магазинам собирать персональные данные на своих клиентов. В лучшем случае сейчас потребители получают рекламные сообщения, звонки, электронные письма от магазинов, в которых они оформили скидочные карты. Это не так страшно, поскольку чаще всего в заполняемых анкетах они дают согласие на такого рода информирование. Хуже, если на оставленные каналы связи приходит «левая» реклама или персональные данные людей становятся добычей мошенников. Ведь наверняка каждый из нас не раз сталкивался с тем, что звонили представители совершенно неизвестных нам компаний, агентств, предлагали свои услуги, товары и так далее. Можно, конечно, грешить на недобросовестную работу оператора сотовой связи, но и с себя полностью снимать ответственность за оставленные где-то, когда-то, при каких-то обстоятельствах персональные данные не стоит.

Нужно признать, что многие магазины сегодня оформляют дисконтные карты с минимальным объемом информации о клиенте. И это правильно. Поэтому, когда вам предлагают предъявить паспорт, чтобы оформить карту скидок, подумайте: зачем это может быть нужно магазину?

Елена НАСОНОВА

Фото из открытых источников