shnew

Первые впечатления от пребывания в условиях следственного изолятора надолго определяют отношение попавших туда людей к учреждению, администрации, формируют их поведение в процессе следствия, суда и отбывания наказания в целом. У некоторых, особенно впервые попавших в условия изоляции, неизбежно возникают трудности в адаптации к жизни в условиях пенитенциарного учреждения. И здесь им существенную помощь могут оказать пенитенциарные психологи.

Ежедневно психологам СИЗО приходится сталкиваться с гражданами, преступившими закон. С чего начинается работа по адаптации тех из них, кто оказался в пенитенциарном учреждении впервые?

– Психологи СИЗО начинают изучение попавшего к ним человека еще
в карантинном отделении учреждения, куда определяют абсолютно всех прибывших. Работа психолога, помимо прочего, включает изучение личных дел. В процессе ознакомления с ними специалист обращает внимание на биографические данные вновь прибывшего на год и место рождения, семейное и социальное положение,
на продолжительность обучения в учебных заведениях; выясняет, какое образование получил, служил ли в армии, является ли военнообязанным, где и кем работал
до попадания в места изоляции от общества, как характеризовался по месту работы,
как относился к коллегам, какова характеристика мотивов его поведения и деятельности, употреблял ли алкоголь или наркотики и т.д. Одним из основных методов, используемых при проведении психологического обследования подозреваемых, обвиняемых
и осужденных находящихся в карантинном отделении, является тестирование, наблюдение, беседа. По его результатам составляется психологический портрет
с рекомендациями для сотрудников.

Если психолог понимает, что у человека есть психологические проблемы после психодиагностики, то в этом случае проводится психокоррекционная работа
с подозреваемым, обвиняемым или осужденным, беседы, индивидуальные консультации. В целом же психологическое изучение личности помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к каждому как к положительно характеризующимся, так и к нарушителям режима отбывания наказания или содержания.

Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу, – это трудности адаптации в коллективе осужденных, проблемы взаимоотношений с родственниками
и значимым ближайшим окружением. Кроме того, нередки вопросы относительно субъективного самочувствия – жалобы на повышенную тревожность, раздражительность, ухудшение способности к самоконтролю, управлению эмоциональными и волевыми реакциями.

Так же в СИЗО женщин и несовершеннолетних выделяют в особую категорию заключенных. Женщинам и детям сложнее пережить изоляцию от семьи,
от привычного круга общения, а длительное нахождение в местах лишения свободы, как правило, приводит к социальной отчужденности и дезадаптации, потере социальных связей, прогрессированию имеющихся заболеваний. К тому же большинство женщин – матери. А у подростков еще не сформирован психоэмоциональный фон, у оказавшихся
в пенитенциарных учреждениях обычно неустойчивые, часто ошибочные нравственные ценности, внутренняя агрессия и пустота, у них наблюдается блокировка процессов самореализации, внутренние конфликты, депрессии, трудности понимания и выражения эмоций. Дети больше взрослых переживают по поводу исхода рассмотрения
их уголовного дела. Основной целью психокоррекционной работы
с несовершеннолетними наряду с адаптацией к условиям социальной изоляции является профилактика нарушений правил внутреннего распорядка СИЗО, предотвращение возможного криминального влияния и мотивирование их к социально положительному поведению.

При проведении психологической работы с подростками, содержащимися
в СИЗО, психолог использует разнообразные методы психологической коррекции. Например, одним из методов начальник психологический лаборатории ФКУ СИЗО-3 старший лейтенант внутренней службы И.В. Малахов использует психокоррекционный тренинг с применением ассоциативных метафорических карт. Во время занятия раскрывается основной аспект развития личности – коммуникабельность, формирование навыков общения с людьми в разнообразных ситуациях. Дети в возрасте от 10 до 18 лет очень нуждаются в общении и поддержке со стороны родственников, друзей, поэтому развитие коммуникативных навыков, умение правильно подбирать способы общения
в разнообразных ситуациях помогут им лучше адаптироваться в исправительных учреждениях. Суть данного тренинга – разработанная программа , которая включает
в себя знакомство участников с группой, друг с другом и психологом. Сам курс проводится в течение шести дней, в основе его лежит принцип поэтапного развития группы и тех коммуникативных навыков, которые впоследствии помогут более успешной адаптации несовершеннолетних к условиям отбывания наказания.

Еще из основных методов психологи в СИЗО применяют арт-терапию, которая основывается на искусстве и творчестве, – рисуночная, песочная и видеотерапия. Спектр довольно разнообразен. В практике пенитенциарных психологов эти методы применяются для гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Таким образом можно сделать вывод что основная задача психолога в работе
с заключенными это адаптация в первые дни содержания оказания определенной поддержки и помощи.

Илья Малаховч,старший лейтенант внутренней службы, начальник психологической лаборатории СИЗО-3