shnew

С автоматом, ручкой и блокнотом

Елена Яковлевна держит в руках рукопись своего отца-фронтовика, известного тамбовского журналиста Якова Чверткина. На страницах, вышедших из-под печатной машинки, - его история войны, увиденная собственными глазами, испытанная на себе. Рядом - фотографии из семейного альбома, членский билет Союза журналистов, публикации в газетах о человеке удивительного таланта и удивительной судьбы. Журналистике Яков Абрамович Чверткин посвятил более шестидесяти лет. Треть этого времени связана с тамбовской «молодежкой» - «Комсомольским знаменем».

ОТ МЕЧТЫ ДО ГАЗЕТЫ

А вообще Яков мечтал о флоте, как и его братья. Но в большой еврейской семье, где мать одна поднимала десятерых детей, она же решила, что морских офицеров уже достаточно, и посоветовала сыну получить рабочую профессию. Так будущий тамбовский журналист пошел учиться в сельскохозяйственный техникум. Однако тяга к литературному творчеству брала свое. Яков с детства писал стихи. Его талант заметила и оценила квартирантка Чверткиных, заведующая отделом пропаганды и агитации местного горкома партии. Она и рекомендовала писать в газету. В 1937 году начался журналистский путь Якова Чверткина в газете «Сталинская смена» города Кировограда. Кстати, родом наш герой из Бобринца Кировоградской области.

ДОРОГАМИ ВОЙНЫ

Великую Отечественную Яков Чверткин встретил на границе с Румынией командиром отделения разведки артиллерийской батареи, проходя срочную службу в армии.

IMG 8762

По воспоминаниям Якова Абрамовича, которые сохранились в его рукописях, в первые дни войны их полк отвечал яростным огнем на действия противника. Солдаты не отсиживались в окопах, более того, форсировали Дунай, вошли на территорию Румынии, захватили один из приграничных городов. А потом был приказ отходить, потому что полк оказался в глубоком тылу противника. Отступали до Днепра. В это время Яков начинает писать свои фронтовые заметки, выпускать «боевые листки». Не обошлось и без ранений. После лечения в госпитале в 1942 году Чверткин попал в Мичуринск. Здесь формировалась 161-я стрелковая дивизия, в которой он, младший политрук, стал корреспондентом газеты «Защитник Родины». В качестве военного журналиста дошел в составе дивизии до Праги.

- Знаете, как наших встречали в Европе? – спрашивает Елена Яковлевна, перелистывая отцовские рукописи. – Как героев, освободителей. Они таковыми были и остаются в истории. Только где-то об этом забывают.

ВОЕНКОР ПОД ОГНЕМ

О военных буднях, по словам дочери, ее отец рассказывал мало. Все больше писал. Хотел оставить правду войны последующим поколениям.

- За форсирование Днепра мог бы получить звание Героя. Но… Пятая графа в паспорте стала препятствием, - рассказывает дочь Якова Чверткина. – Ему тогда задание дали: перебраться на противоположный берег и написать репортаж о том, как наши войска преодолевают реку под огнем противника. Первым высадившимся на противоположном берегу бойцам обещали дать Героя. В их числе был и папа. Но с этой наградой не сложилось. Было у него несколько медалей «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды.

IMG 8765

После войны Яков Абрамович продолжил журналистский путь. Вначале в печатном органе 38-й армии, которая в конце сороковых базировалась в Западной Украине, в Ивано-Франковске. А затем, в начале пятидесятых, Чверткин отправился на Чукотку, где работал в армейской газете, позже был начальником издательства.

ТАМБОВСКИЙ ЖУРНАЛИСТ

В Тамбов Яков Абрамович приехал в 1953 году. Почему выбрал наш город? Будучи в Мичуринске в период формирования 161-й стрелковой дивизии, познакомился со своей будущей супругой. После Победы и демобилизации семья решила обосноваться на Тамбовщине. Место трудоустройства военкора вновь определила его национальность: в «Тамбовскую правду» не взяли, а вот в «Молодой сталинец», который чуть позже будет переименован в «Комсомольское знамя», приняли. Удивительно, но это факт, - здесь он будет трудиться до самой пенсии.

В тамбовской молодежке Яков Чверткин был заведующим отделом комсомольской жизни. В интервью журналисту Маргарите Шарониной в 2004 году Яков Абрамович делился своим видением того, какова была в то время специфика работы в «Комсомольском знамени». По словам журналиста, он и его коллеги не просто затрагивали в своих материалах какие-то конкретные проблемы, а искали пути их решения. В качестве примера Яков Абрамович приводит ситуацию, сложившуюся в середине пятидесятых годов в колхозах. Катастрофически не хватало механизаторов. И, размышляя над проблемой, он вспомнил, как здорово в довоенное время с этой работой на его родине справлялись женщины. Яков Чверткин нашел в Ржаксинском районе женщину-механизатора, предложил ей организовать женскую бригаду, обучить желающих. Эту тему он постоянно освещал на страницах молодежной газеты. Статьи Чверткина инициировали создание женских бригад в разных районах области. Насколько эта идея оказалась результативной, обсуждали уже на организованных Яковом Абрамовичем в редакции круглых столах с участием задействованных в этом вопросе лиц.

ДЕЛО ЖИЗНИ

- Папа очень любил работу, - продолжает Елена Яковлевна. – Нравилось общение с людьми, он умел грамотно излагать свои мысли на бумаге, хотя журналистского образования не имел. Мне посчастливилось один год проработать в библиотеке, которая находилась в здании, где располагались редакции «Тамбовской правды», «Комсомольского знамени», типография. Там царила удивительная атмосфера творчества. Коллектив молодежки был замечательный, дружный. Папа был очень ответственным человеком, всегда душой болел за все и всех. Никогда никого не осуждал. Я не видела в его окружении людей, которые плохо бы к нему относились.

Журналистикой Яков Чверткин не перестал заниматься и после выхода на пенсию. Почти два десятка лет работал в заводских многотиражках «Тамбовмаша», «Пигмента», завода подшипников скольжения. Такая преданность профессии говорит лишь о том, что она была его призванием, тем самым делом жизни, которое суждено найти не каждому.

Елена НАСОНОВА.

Фото из семейного архива Я. Чверткина