Татьяна Загузова – известный в городе психолог, руководитель психологической службы Тамбовской областной детской клинической больницы, а с недавнего времени еще и депутат Тамбовской городской Думы. Зачем медики идут в политику, что не может муниципальный депутат и как не потерять себя в эпоху глобальных перемен – об этом и многом другом депутата расспросил журналист НГТ.
- Татьяна Александровна, с момента Вашего избрания в Тамбовскую городскую Думу прошел месяц. Как Вы себе представляли депутатскую работу, и как она устроена на самом деле? Насколько ожидания совпали с реальностью?
- Лукавить не стану: для меня эта сфера не совсем новая. Несколько лет подряд я была помощником депутата Владимира Григорьевича Виницкого. Безусловно, вместе с ним приходилось работать и на округах, и с обращениями горожан. Плюс были общественные приемные. Поэтому процесс выстраивания коммуникаций с теми организациями, которые способствуют решению проблем горожан, был знаком мне изнутри.
Так что говорить о том, насколько мои ожидания совпали с реальностью, не очень корректно. Эта сфера уже была в моей жизни, правда, в другом формате.
Самостоятельный статус депутата Тамбовской городской Думы - это совершенно другая степень ответственности, когда ты непосредственно отвечаешь за результат. На тебя направлены ожидания жителей, и вот эта формула - не подвести, оправдать надежды - ко многому обязывает.
Во время предвыборной кампании моей главной целью было познакомиться с домкомами моего округа. Зачем? Я не просто считаю их лидерами общественного мнения, но и теми людьми, которые не понаслышке знают проблемы своего дома, а зачастую и варианты их решения. Поэтому, выстраивая с ними диалог, я понимаю, в каком ключе стоит работать.
Вместе с домкомами мы приняли решение о создании некого конгломерата, куда войдут активисты с разных советов территорий – так вышло, что в нашем одиннадцатом округе их несколько. Опыт все той же предвыборной кампании показал, что у жителей есть большая потребность в общении, причем не только личностном, но и профессиональном. Кто-то знает пути решения каких-то проблем, кто-то просто делится лайфхаками, как это модно сейчас говорить. И видя эту активность, я поняла, что такие встречи – это эффективный способ погрузиться непосредственно в жизнь округа, найти пути решения насущных проблем, да и просто дать людям возможность неформального общения. По своему профессиональному опыту могу сказать, что эффективная коммуникация решает массу проблем.
Безусловно, на эти встречи мы планируем приглашать представителей различных организаций, сотрудников администрации города Тамбова. Наша задача при решении любого вопроса - найти точки соприкосновения, те нити, которые будут нас объединять, а не разъединять.
- Татьяна Александровна, тем не менее, возвращаясь к теме выбора пути: зачем Вам депутатство?
- Этот выбор был закономерен - постоянно двигаться вперед, именно эту стратегию я использую в профессиональной деятельности. Есть еще один важный аспект - партийная команда, с которой мы начали работу еще до моего депутатства. За это время было реализовано огромное количество различных проектов. И в этой среде я себя очень комфортно чувствую, поэтому мне хочется продолжать работу в этом направлении и с этими людьми.
Любой человек, наблюдая за моими социальными сетями, задает один и тот же вопрос: как я все успеваю? Очень просто. Каждый человек в своей жизни проживает некие периоды. Моя семья сейчас не требует такого активного внимания, как это было раньше. В профессии не скажу, что я полностью себя реализовала, но достигла определенных результатов, когда твоя команда уже в состоянии работать самостоятельно. Энергии не убавилось. Сейчас у меня есть возможность, время и желание для самореализации, в том числе и в контексте депутатской работы. Поэтому мой любимый хештег «совать свой нос» звучит, возможно, и комично, но он достаточно серьезно определят мой жизненный вектор.
- В чем, на Ваш взгляд, заключается основная сложность депутатской работы?
- На мой взгляд, рассматривать любою профессию с точки зрения сложности – значит, идти по непродуктивному пути. В таком случае мы сами возводим для себя рамки и сеем сомнения. Так не должно быть. Лучше рассматривать профессию с точки зрения приобретения новых знаний и опыта.
В чем особенность муниципального депутата? Во-первых, это более активная коммуникация с людьми. Во-вторых, решение конкретных локальных задач. Совсем недавно я проводила первый в качестве депутата прием, где мне по сути отводилась роль диспетчера, которому нужно было состыковать жителей округа с той или иной инстанцией. Когда ты имеешь статус депутата, тебя более внимательно слушают, следовательно, ты имеешь возможность более продуктивно решать проблемы, которые, по сути, можно было решить без твоего участия. Это про выстраивание коммуникации, о которой мы говорили…
- Давайте поговорим про Ваш избирательный округ. Какие в нем сейчас, на Ваш взгляд, самые главные сложности?
- Не могу сказать, что в одиннадцатом округе существуют какие-то проблемы, которые не характерны для других частей города. Все они хорошо известны любому неравнодушному горожанину! Но очень многое, в решении этих проблем, зависит от коммуникабельности и активности самих жителей. Формула «Депутат должен…» так буквально не работает.
В психологии есть такой момент: если человеку нужна помощь, психолог не должен становиться для него персонажем, который решает проблемы, он должен стать точкой опоры. То есть я могу тебя поддержать, я могу это сделать вместе с тобой, но я не буду это делать за тебя, иначе решение не будет иметь никакой ценности и смысла. Депутатская работа продолжает сохранять для меня это важное правило. Мы работаем вместе, а не вместо… Схема проста: у меня есть ресурс как у депутата, и я присоединяю его к вашему ресурсу, и только вместе мы сможем решить проблему.
- Заговорили о психологии. Вы решили стать психологом, когда о профессии знали только по фильмам. В 90х годах выбрать такую профессию было смелым поступком…
- Я из семьи медика. Вся канва, связанная с медициной, была знакома с детства. Плюс мне частенько приходилось отправляться на дежурство вместе с мамой. Больница была домом в прямом смысле этого слова.
Но у меня никогда не было мотивации стать именно врачом. Поэтому профессия психолога оказалась для меня безумно интересным и важным стыком между медициной, педагогикой и социологией, философией, объединив в себе все мои интересы.
Так что открывшийся в Тамбове факультет психологии и педагогики стал закономерным шагом. Но оказавшись в стенах больницы уже в качестве специалиста, я поняла, насколько не хватает профессиональных знаний. Сфера психологии тогда не то что в Тамбове, в целом в России только формировалась. Поскольку мне всегда хотелось, чтобы Тамбов имел специалистов федерального уровня, на ближайшие 10-15 лет Москва и Санкт-Петербург стали для меня стажировочной площадкой для повышения квалификации.
В 2009 году я защитила кандидатскую диссертацию в Москве, для меня принципиально было сделать это именно в столице. И до сих пор я продолжаю повышать свои компетенции, поскольку наука движется вместе с развитием человека.
- Татьяна Александровна, давайте поговорим о Донбассе. Вы входили в состав гуманитарной миссии Тамбовской области. Какова специфика работы с людьми, оказавшимися в зоне боевых действий?
- Эта история началась задолго до гуманитарной миссии на Донбассе. Старт ей положила «Коробка храбрости» - традиционная акция, с которой мы приехали в пункты временного размещения. Акция дала свои результаты, стали появляться кадровые ресурсы, различные сообщества. В итоге к маю была сформирована команда волонтеров-психологов, которую я возглавила, при этом было четкое понимание, что я должна оказаться на территории, чтобы своими глазами увидеть, откуда бегут люди и какую помощь в связи с этим оказывать здесь.
Визит партийной команды ЕР включал в себя максимальное количество миссий. Мы привезли гуманитарную помощь, вернули часть беженцев домой, доставили компьютеры в восстановленную мариупольскую гимназию, заключили несколько соглашений, в том числе и касающихся возможности переподготовки местных учителей литературы, истории, обществоведения и географии на базе ТГУ и отдыха детей в православном лагере. Я смогла позаниматься с мариупольскими педагогами непосредственно на территории. Потом был еще ряд выездов и большой объем работы по этому направлению в регионе. Да и по сей день данная работа в моей актуальной повестке.
- И в завершение. Мы живем в сложное время, когда информационное поле доводит человека до отчаяния. Дайте, пожалуйста, совет: как не потерять себя и не поддаться панике?
- Для начала нужно понять и принять тот факт, что чувство тревоги и страха абсолютно нормально. Это не выход из зоны комфорта, о которой мы так любим говорить, это переход в новую социальную реальность. И ни у кого из нас не выстроены новые критерии реагирования на эти изменения. Что такое чувство тревоги? Это утрата чувства контроля. Ты строишь планы на завтра, а они рушатся, не говоря уже о планах на год, как мы делали это раньше.
Глобально изменить ситуацию мы не в состоянии, но мы можем изменить ее вокруг себя. Изменить свой график, ввести в него некие ритуалы, которые будем соблюдать. Жизнь по расписанию стабилизирует психику. Если это не удается, то выполняйте ежедневно 2-3 мероприятия, которые будут повторяться изо дня в день. Главное, делать это системно и стабильно, и тогда появится то самое чувство контроля хотя бы над собственным временем и происходящим вокруг вас.
Беседовала Анна МЕЩЕРСКАЯ