"Наш город Тамбов" №74 от 03.10.2017

 

В преддверии Дня учителя председатель городского комитета образования Евгений Выжимов рассказал о кадровом вопросе, педагогической миссии и работе с одаренными детьми

 

Педагог – это инженер человеческих душ. Так говорил Михаил Калинин. Труд учителя сложно переоценить, его стараниями вырастают Пушкины, Менделеевы, Суворовы и Мичурины. О миссии профессии, образовательной системе и кадровом вопросе рассказал председатель комитета образования города Тамбова Евгений Выжимов.

 

- Евгений Дмитриевич, быть педагогом трудно во все времена. Сегодня общество и система образования в целом ставят перед учителями новые задачи. Изменилась ли в связи с этим роль учителя? И как Вы видите учителя будущего?

 

- Наша основная задача – вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы, прежде всего, должны помочь учителю и профессиональной подготовкой. Важна постоянная профессиональная подготовка учителей, повышение их квалификации. Времена быстро меняются, и чтобы, как и раньше, учитель был самым образованным человеком, современному педагогу необходимо «хотеть изменить себя». Заставлять себя трудиться сложно, но слишком многое зависит от личности самого учителя, от того, как он творит.

Профессия педагога – это во многом и «человеческий фактор». Ведь образование – это не услуга, а миссия, сочетающая одновременно обучение и воспитание. Важно, чтобы учителя чувствовали внимание государства, а общество, наконец, по достоинству оценило важность и ценность школьного учителя.

 

- Многим регионам свойственна такая проблема, как «вырастание учителей». То есть средний возраст педагогов близок к пенсионному. Удается ли привлечь молодые кадры? И какие меры поддержки их ждут?

 

- Проблема «вырастания учителей» не является актуальной для города Тамбова. Средний возраст педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в среднем по городу равен 45 годам. В нашу отрасль приходят молодые педагоги, и сегодня статус молодого специалиста имеют 160 педагогов. Третья часть педагогов находится в возрастной категории до 35 лет.

В целях привлечения молодых специалистов в отрасль действуют различные меры дополнительной поддержки и социальные гарантии, разработанные и финансируемые в соответствии с компетенцией и полномочиями органов всех уровней власти.

С целью стимулирования педагогов ежегодно проводится областной конкурс «Народный учитель», по итогам которого педагогам предоставляются единовременные стимулирующие выплаты в размере 40 тысяч рублей. Осуществляются единовременные выплаты по 120 тысяч рублей педагогическим работникам – молодым специалистам, заключившим трудовой договор с общеобразовательными учреждениями по основному месту работы.

Помимо существующих льгот федерального и регионального уровней, с 1 сентября 2014 года установлены льготы муниципального уровня для молодых специалистов из числа педагогических работников. Это бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в городе Тамбове и дополнительная мера социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за пользование жилыми помещениями, занимаемыми по договору коммерческого найма.

 

- Евгений Дмитриевич, продолжая тему кадрового вопроса, существует ли дефицит учителей в тамбовских школах? И какова средняя зарплата в системе образования?

 

- Говорить о кадровом голоде нет смысла. Да, вакансии в школах города бывают, но руководители стараются укомплектовать школы педагогическими работниками. На сегодняшний день вакансий всего 20, и в основном требуются в школы учителя начальных классов, математики, русского языка. Мы будем рады видеть в своих школах также учителей информатики. На сайте комитета образования после 25-го числа каждого месяца можно увидеть, где и в какой школе требуется тот или иной педагог.

Средняя заработная плата педагогических работников в школах города Тамбова в текущем учебном году составляет 21552 рубля. За четыре года уровень заработной платы педагогов вырос на 13 процентов.

 

- Большинство образовательных программ направлено на работу с одаренными детьми, а какая работа проводится с отстающими?

 

- Позвольте не согласиться с вами. Говорить о том, что все направлено на работу с одаренными детьми, нельзя. Доступность и качество – основные принципы государственной политики в сфере образования, поэтому качественное образование может быть в том случае, если оно соответствует государственным стандартам и отвечает запросам учеников, их родителей (законных представителей), в целом – обществу.

В новом учебном году по новым стандартам обучаются все 1-7 классы и 8-11 отдельные классы в экспериментальном режиме в восьми муниципальных общеобразовательных организациях (№№ 1, 6, 7, 12, 13, 14, 29, 36). Таким образом, по новым ФГОС обучаются более трех четвертей школьников города (78,3 процента).

Требования к результатам освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей и поэтому направлены на достижение высокого качества образования в разрезе всех школьников, а не только одаренных. Но, естественно, есть дети, у которых по тем или иным причинам складываются пробелы в знаниях, и эти учащиеся попадают в разряд отстающих. Работа с такими детьми проводится не только на уровне класса и школы, но и на уровне города. Комитетом образования администрации города Тамбова разработаны и утверждены комплексы мер по повышению качества знаний учеников.