"Наш город Тамбов" №76 от 10.10.2017

 

О призвании, педагогической молодости и государственной поддержке в канун Дня учителя рассказала первый заместитель председателя Тамбовской городской Думы, заслуженный учитель России Марина Подгорнова

 

Измерить любовь, терпение и силу, которую учителя вкладывают в наших детей, не в силах ни одна математическая формула. Но недаром говорят, что педагоги – люди, формирующие вечность. Они отдают себя тем, кому строить завтрашний день. В эти дни учителя всей страны принимают поздравления и слова благодарности, говорят о достижениях и проблемах. В преддверии Дня учителя о педагогической молодости, призвании и государственной поддержке мы поговорили с заслуженным учителем России, первым заместителем председателя Тамбовской городской Думы Мариной Подгорновой.

 

- Марина Алексеевна, пожалуй, День учителя – один из самых душевных праздников в нашей стране. Но я знаю, что для Вас он имеет особое значение.

 

- Конечно. День учителя – это самый главный праздник в моей жизни. Если честно, к этой профессии я пришла не сразу. Не поступив в пединститут, я устроилась в службу быта. Работа была интересной, но меня тянуло в педагогику. Я очень любила уроки русского языка и литературы и особенно свою учительницу. И полтора года спустя я снова попробовала свои силы и поступила в пединститут.

Училась с удовольствием. Но судьба сложилась таким образом, что я перешла на заочное отделение и стала работать пионервожатой в 18-й школе. Знаете, я ни разу в жизни об этом не пожалела. В те времена сложно было стать сразу учителем. Я работала на замену, это колоссальная практика. Мы дружили с учителями старшего поколения, они многому нас научили. Да и профессия пионервожатой мне многое дала, прежде всего в организационном плане. Работа на мероприятиях, когда собирается вся школа и необходимо заинтересовать детей, удержать их внимание, – это огромный опыт для будущего педагога.

 

- Каким, на Ваш взгляд, должен быть учитель? Если качественная характеристика все-таки возможна...

 

- Если разделять учителей на категории с точки зрения детей, то есть педагоги, которых все боятся, есть те, которые не обращают внимание на дисциплину, и ребята просто «отсиживают» уроки, а есть те, к которым бегут на занятия. Такие педагоги заинтересовывают не просто подачей материала, но и своим поведением. Это настоящие профессионалы. Учитель всегда ведет за собой. Это профессия от Бога. Поэтому, приходя в профессию, человек должен понимать, что нельзя останавливаться, нужно постоянно быть в движении, самообразовываться. Работать нужно с душой. Дети чувствуют, в каком настроении ты приходишь, как проводишь занятие. При этом важно не оценивать ребенка, а отмечать его. Если он не выучил урок, значит, мы не дали ему мотивацию.

Это сложная профессия, но в то же время интересная. Поэтому особенно важно не обрезать молодым крылья. Я и сейчас продолжаю работать с молодыми людьми и не разделяю мнение старшего поколения о том, что молодежь у нас плохая. Она не плохая, она другая, потому что время другое. Она иначе реагирует на события, факты, лица.

 

- Марина Алексеевна, Вашими учителями были педагоги знаменитой на весь мир советской школы, Вам приходилось работать в тяжелые 90-е годы и продолжать трудиться в современности, когда и общество, и государство ставят перед учителями новые задачи. Отличаются ли между собой педагоги этих трех политических и экономических формаций?

 

- Конечно, отличаются. Современные учителя не хуже учителей советской эпохи. Они другие. Они разговаривают с молодежью на их языке, в том числе на языке современных технологий. Но при этом молодым учителям не хватает методики. Очень просто взять из Интернета какую-то информацию, но очень сложно по-настоящему заинтересовать современного ребенка.

Как привлечь молодежь в школы? Есть разные способы. Но главный из них – финансовое стимулирование. Есть программа «Земский доктор». Очень бы хотелось, чтобы подобная программа действовала и по линии образования. Причем не только в отношении сельских учителей. Есть губернаторская поддержка, стимулирующие выплаты, но и этого не всегда достаточно.

 

- Тем не менее, к современной образовательной системе гораздо больше вопросов, чем к советской. При этом учителям по-прежнему нужна поддержка и в моральном, и в материальном плане – причем реальная, а не когда педагог получает высокую зарплату, потому что работает за полторы-две ставки.

 

- Соглашусь. Учителям нужна методическая поддержка, необходимо, чтобы педагоги, работая в современных условиях с современным оборудованием, могли развиваться сами.

Касаясь финансового стимулирования, я знаю, что в школах действуют специальные рейтинги для учителей, существуют комиссии по стимулирующим выплатам, которые разбирают эти рейтинги. На мой взгляд, нужно уходить от этой системы. Уравнивать нельзя, но и нельзя, чтобы учителя доказывали свой труд. Иногда педагоги пишут удивительные программы, а администрации школ об этом даже не знают. Это стыдно. Такая система или изжила себя, или администрации нужно выстроить правильную работу, обсудить этот момент с научным сообществом.

Нужно повышать базовую часть. Об этом говорит министр образования Ольга Васильева. Я благодарна ей за то, что делает акцент на прекращении платного образования. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания своим детям не потому, что они их не любят, а потому что вынуждены зарабатывать деньги, чтобы оплатить кружки, секции и дополнительные занятия в школах. От этого нужно уходить. Образование в школах должно быть бесплатным.

 

- Марина Алексеевна, и в завершении беседы, что бы Вам хотелось пожелать нашим замечательным педагогам в их профессиональный праздник?

 

- Я всегда с трепетом говорю о наших учителях, потому что бесконечно люблю эту профессию. Дорогие педагоги! От лица всего депутатского корпуса примите теплые поздравления с профессиональным праздником. Берегите себя и своих близких! Отдавая сердце и душу детям, вы часто забываете о себе. Сегодня вы сталкиваетесь со многими трудностями, но постарайтесь найти в себе силы для улыбки! Пусть ваши уроки проходят легко, а ваши ученики будут отзывчивыми. Крепкого вам здоровья!